МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Иркутской области АМО "Братский район" МКОУ "Приреченская ООШ" РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете. Директор МКОУ "Приреченская ООШ" Протокол №1 от «31» ________Комарова Н.В. августа 2023 г. Приказ №67/2 от «31» августа 2023 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для начального общего образования 1-4 класс д. Новое Приречье 2023-2024 Место курса в учебном плане:1 час в неделю, 1 классы – 33 часа, 2-4 классы - 34 часа Программа составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» Ю. Н. Корлюговой (1–4 классы общеобразоват. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014). 2 I. Результаты освоения курса Личностными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются: • осознание себя как члена семьи, общества и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. Метапредметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются: познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; регулятивные: • понимание цели своих действий; • составление простых планов с помощью учителя; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • умение слушать собеседника и вести диалог; • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 3 Предметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются: • понимание и правильное использование экономических терминов; • представление о роли денег в семье и обществе; • умение характеризовать виды и функции денег; • знание источников доходов и направлений расходов семьи; • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; • проведение элементарных финансовых расчётов. II. Содержание программы Содержание программы для 1 класса Тема 1. Дети и деньги: программа финансовой грамотности - детям. Понятие финансовая грамотность; понятие денег. Тема 2. Наш семейный бюджет: учимся экономить. Что нужно семье. Понятие семейного бюджета; статьи доходов и расходов. Расходы семьи, обязательные и необязательные расходы. Тема 3. Экономить и беречь мы учимся с детства. Понятия "экономия", "бережливость", "скупость"; экономия ограниченность ресурсов; рациональное поведение потребителя. Тема 4. Как распоряжаться карманными деньгами. Карманные деньги, покупки, накопления. и Тема 5. Сколько стоит автомобиль. Стоимость, затраты, деньги, обслуживание покупки. Тема 6. Что такое «свое дело». Товар, продукция, свое дело. Своё дело требует особых умений и позволяет зарабатывать, занимаясь тем, что интересно и привлекательно. Содержание программы для 2–3 классов Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись. Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств. 4 Основные понятия Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры. Компетенции • Объяснять причины и приводить примеры обмена. • Объяснять проблемы, возникающие при обмене. • Описывать свойства товарных денег. • Приводить примеры товарных денег. • Приводить примеры первых монет. Тема 2.Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег. Основные понятия Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики. Компетенции • Объяснять, почему появились монеты. • Описывать купюры и монеты. • Сравнивать металлические и бумажные деньги. •Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. Тема 3. Какие деньги были раньше в России. Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты. Основные понятия «Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация. Компетенции • Описывать старинные российские деньги. • Объяснять происхождение названий денег. Тема 4. Современные деньги России и других стран. Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов. Основные понятия Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта. Компетенции • Описывать современные российские деньги. • Решать задачи с элементарными денежными расчётами. 5 • Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта. • Приводить примеры иностранных валют. Тема 5.Откуда в семье деньги. Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги. Основные понятия Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты. Компетенции • Описывать и сравнивать источники доходов семьи. • Объяснять причины различий в заработной плате. • Объяснять, кому и почему платят пособия. • Приводить примеры того, что можно сдать в аренду. Тема 6.На что тратятся деньги. Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки. Основные понятия Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби. Компетенции • Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. • Сравнивать покупки по степени необходимости. • Различать планируемые и непредвиденные расходы. • Объяснять, как появляются сбережения и долги. Тема 7. Как умно управлять своими деньгами. Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Основные понятия Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. 6 Компетенции • Объяснять, как управлять деньгами. • Сравнивать доходы и расходы. • Объяснять, как можно экономить. • Составлять бюджет на простом примере. Тема 8. Как делать сбережения. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход. Основные понятия Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды. Компетенции • Объяснять, в какой форме можно делать сбережения. • Приводить примеры доходов от различных вложений денег. • Сравнивать разные виды сбережений. Содержание программы для 4 класса 1. Что такое деньги и какими они бывают Тема 1. Как появились деньги. Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться. Основные понятия Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги. Компетенции • Объяснять выгоды обмена. • Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег. • Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами. • Описывать ситуации, в которых используются деньги. • Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться. • Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег. • Составлять задачи с денежными расчётами. 7 Тема 2. История монет. Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными. Основные понятия Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка». Компетенции • Объяснять, почему появились монеты. • Описывать устройство монеты. • Приводить примеры первых монет. • Описывать старинные российские деньги. • Объяснять происхождение названий денег. Тема 3.Бумажные деньги. Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением. Основные понятия Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики. Компетенции • Объяснять, почему появились бумажные деньги. • Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег. • Приводить примеры первых бумажных денег. • Описывать первые российские бумажные деньги. • Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. Тема 4.Безналичные деньги. Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты. 8 Основные понятия Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты. Компетенции • Сравнивать виды денег. • Объяснять роль банков. • Объяснять условия вкладов и кредитов. • Рассчитывать проценты на простых примерах. • Объяснять принцип работы пластиковой карты. Тема 5.Валюты. Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Основные понятия Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк. Компетенции • Приводить примеры валют. • Объяснять, что такое резервная валюта. • Объяснять понятие валютного курса. • Проводить простые расчёты с использованием валютного курса. 2. Из чего складываются доходы в семье Тема 6. Откуда в семье берутся деньги. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия. Основные понятия Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес. Компетенции • Описывать и сравнивать источники доходов семьи. 9 • Объяснять причины различий в заработной плате. • Объяснять, как связаны профессии и образование. • Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке. • Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий. 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать Тема 7. На что семьи тратят деньги. Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные. Основные понятия Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы. Компетенции • Объяснять причины, по которым люди делают покупки. • Описывать направления расходов семьи. • Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги. • Сравнивать и оценивать виды рекламы. • Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. • Составлять собственный план расходов. 4. Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет. Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты. Основные понятия Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг. Компетенции • Сравнивать доходы и расходы и принимать решения. 10 • • Объяснять последствия образования долгов. Составлять семейный бюджет на условных примерах. 11 III. Тематическое планирование программы 1 класс (33 часа) № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Содержание (разделы, Кол-во часов Форма проведения ЦОР/ЭОР темы) Аудит. Внеаудит. Тема 1. Дети и деньги: программа финансовой грамотности - детям. (4 часа) Беседа Что такое финансовая грамотность? 1 https://sberegiplanetu.ru/cat Экскурсия egories/obuchenie-detey Экскурсия в банк. 1 Беседа Будущее в наших руках. 1 https://learningapps.org/ind Практикум Решение практических задач. 1 ex.php?s=финансовая+гра мотность Тема 2. Наш семейный бюджет: учимся экономить. (4 часа) Беседа https://fmc.hse.ru/primaryS Наш семейный бюджет: учимся экономить. 1 chool Семейные истории Что нужно семье? 1 Исследование Мини-исследование «Расходы моей семьи». 1 https://school.skysmart.ru/fi Экскурсия Экскурсия «В магазин с мамой». 1 nansovaya-gramotnost Тема 3. Экономить и беречь мы учимся с детства. (4 часа) Игра-путешествие В гостях у гнома Эконома. 1 https://sberegiplanetu.ru/cat Беседа egories/obuchenie-detey Понятия "экономия", "бережливость", 1 "скупость". Практикум https://minfin.gov.ru/ru/om/ Практикум «Рациональное поведение 1 fingram/directions/program потребителя». Проект s/books/ Коллективный проект «Дети и экономия». 1 Тема 4. Как распоряжаться карманными деньгами. (4 часа) Беседа Карманные деньги. 1 https://sberegiplanetu.ru/cat 12 14. Умные покупки. 15. Детские накопления. 16. Экскурсия к банкомату. 1 1 1 Игра Беседа Экскурсия egories/obuchenie-detey Тема 2. Сколько стоит автомобиль. (4 часа) 17. Стоимость покупки. 18. Затраты, деньги, обслуживание покупки. Беседа 1 1 https://fmc.hse.ru/primaryS chool Групповое обсуждение 19. Роскошь или необходимость? 1 20. Мини-исследование «Необходимые 1 затраты». Тема 6. Что такое «свое дело». (13 часов) 21. Товар и продукция. 22. Что такое «свое дело»? 1 1 23. Подготовка проекта «Сказочные герои открывают «свое дело». 24. Презентация проекта «Сказочные герои открывают «свое дело». 25. Как распорядиться личными доходами? 26. «Хочешь есть калачи – не лежи на печи». 27. Ролевая игра «Идём за покупками». 28. Практикум «Отмечаем день рождения». 29. Всякий человек в деле познается. 30. «Доброе начало – половина дела». 31. «Мало хотеть – надо уметь». 32. Творческая работа «Мастерская этикеток». 1 Беседа https://sberegiplanetu.ru/cat Групповое обсуждение egories/obuchenie-detey Подготовка проекта 1 Презентация проекта Диспут Викторина 1 1 1 1 1 1 1 1 Диспут Исследование Игра Практикум Викторина https://minfin.gov.ru/ru/om/ fingram/directions/program s/books/ https://learningapps.org/ind ex.php?s=финансовая+гра мотность Эвристическая беседа Конкурс Творческая мастерская 13 33. Мини-исследование «Прибыльные дела наших родителей». 1 Исследование 7. 2 класс (34 часа) Содержание (разделы, Кол-во часов Форма проведения ЦОР/ЭОР темы) Аудит. Внеаудит. Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают (16 часов) Беседа Что такое деньги и откуда они взялись. 1 https://sberegiplanetu.ru/cat Игра egories/obuchenie-detey Обмен игрушками, книгами, играми. 1 Практикум Практикум «Покупка товаров в магазине». 1 Работа с https://minfin.gov.ru/ru/om/ Решение практических задач. 1 интерактивными fingram/directions/program карточками s/books/ Исследование Рассмотрим деньги поближе. Защита от 1 подделок. Исследование Мини-исследование «Финансы в русских 1 сказках». Работа с коллекцией Знакомство с коллекцией нумизмата. 1 8. 9. Экскурсия в музей. Рассмотрим деньги поближе. 10. 11. Какие деньги были раньше в России. Мини-исследование «Русские пословицы и поговорки о деньгах». № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1 1 1 1 монет Экскурсия Работа с коллекцией бумажных денег Беседа Исследование https://minfin.gov.ru/ru/om/ fingram/directions/program s/books/ 14 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Коллективный проект «Постер «Оборот денег». Современные деньги России и других стран. 1 Проект Беседа 1 Исследование Знакомство с пластиковой картой, 1 сберкнижкой. Работа в группах Отгадываем кроссворды. 1 Экскурсия Экскурсия к банкомату. 1 Тема 2. Из чего складываются доходы в семье (18 часов) Откуда в семье деньги. Знакомство с работой родителей и заработной платой. «Дерево решений» - «Доходы бывают разные». Мини-исследование «Банки моего района». На что тратятся деньги. Сравнение цен на товары в разных магазинах. Диаграмма связей «Почему мы делаем покупки?». Проект «День рождения моего одноклассника». Как умно управлять своими деньгами. Группы покупок. Ролевая игра «Идём за покупками». Мини-исследование «Готовим праздничный https://learningapps.org/ind ex.php?s=финансовая+гра мотность 1 1 Беседа Устный журнал https://fmc.hse.ru/primaryS chool 1 Игра https://minfin.gov.ru/ru/om/ fingram/directions/program s/books/ 1 1 1 Исследование Беседа Экскурсия Диспут 1 1 Проект Групповая работа Викторина 1 1 1 1 https://minfin.gov.ru/ru/om/ fingram/directions/program s/books/ https://sberegiplanetu.ru/cat egories/obuchenie-detey Игра Исследование 15 пирог». 29. 30. 31. 32. 33. 34. Как делать сбережения. Отгадываем кроссворды. Кейс «Семья». Творческая работа «Моя копилка». Мини-исследование «Бюджет сказочных героев». Игровой проект «За покупками в сказочный лес». Беседа 1 1 1 1 Работа в группах Кейс-метод Творческая работа 1 Исследование 1 Игровой проект 3 класс (34 часа) Содержание (разделы, Кол-во часов Форма проведения темы) Аудит. Внеаудит. Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают (16 часов) № 1. 2. 3. 4. 5. Для чего нужны деньги? Покупка товаров в магазине. Игра «Мозаика вопросов». Коллективный проект «Школа будущего». Почему все монеты похожи? 6. Мини-исследование «Монеты разных стран». Экскурсия в музей. Проект «Рассчитай бюджет литературного героя». 7. 8. 1 1 1 https://sberegiplanetu.ru/cat egories/obuchenie-detey ЦОР/ЭОР https://sberegiplanetu.ru/cat egories/obuchenie-detey https://minfin.gov.ru/ru/om/ Групповое обсуждение fingram/directions/program s/books/ 1 1 1 Беседа Практикум Викторина Проект https://minfin.gov.ru/ru/om/ fingram/directions/program s/books/ 1 Исследование 1 Экскурсия Проект 16 9. История русских денег. 10. Как устроены монеты. 1 1 Беседа Работа с интерактивными карточками Исследование https://minfin.gov.ru/ru/om/ fingram/directions/program s/books/ Беседа Практикум Диспут https://fmc.hse.ru/primaryS chool 11. Мини-исследование «Путешествие в 1 прошлое». Творческая работа 12. Творческая работа «Постер «На страницах 1 истории». Беседа 13. Особенности современных денег. 1 Практикум 14. Оплата счетов через платёжные устройства. 1 Практикум 15. Снятие денег со счёта через банкомат. 1 Экскурсия 16. Экскурсия в банк. 1 Тема 2. Из чего складываются доходы в семье (18 часа) Семейные доходы. Открытие вклада. Диаграмма связей «Доходы людей». Мини-исследование «Обсуждении семейного бюджета». 21. Почему люди тратят деньги? 1 1 1 1 22. Обсуждение в семье покупки товаров в кредит. 23. Поиск и покупка товаров в Интернете. 24. Ролевая игра «Интернет-покупатель». 25. Почему полезно составлять бюджет семьи? 1 Беседа 1 1 1 Практикум Игра Групповое обсуждение 26. Знакомство с бизнесом родителей (родственников, знакомых). 1 Беседа 17. 18. 19. 20. 1 https://learningapps.org/ind ex.php?s=финансовая+гра мотность Исследование https://minfin.gov.ru/ru/om/ fingram/directions/program Групповое обсуждение s/books/ 17 27. Диаграмма связей «Почему мы делаем покупки?» 28. Мини-исследование «Собираемся школу». 29. Как можно экономить. 30. Отгадываем кроссворды. 31. «Дерево решений» - «Чёрный день». Диспут 1 в 1 Исследование Диспут Работа в группах 1 1 1 https://minfin.gov.ru/ru/om/ fingram/directions/program s/books/ Групповое обсуждение https://sberegiplanetu.ru/cat egories/obuchenie-detey 32. Мини-проект «Сохраним бюджет». 33. Коллективный проект «Один-два-вместе». 34. Брейн-ринг «Финансы — это интересно и увлекательно». 1 1 Проект Коллективный проект Брейн-ринг 1 4 класс (34 часа) Содержание (разделы, Кол-во часов Форма проведения темы) Аудит. Внеаудит. Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают (16 часов) № 1. 2. Как появились деньги. Выгода обмена. 1 1 3. 4. Составление задач с денежными расчётами. Мини-проект «Алгоритм покупки». 1 Беседа Работа с интерактивными карточками Практикум 1 Проект ЦОР/ЭОР https://sberegiplanetu.ru/cat egories/obuchenie-detey https://minfin.gov.ru/ru/om/ fingram/directions/program 18 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Беседа История монет. 1 Исследование Мини-исследование «Старинные монеты». 1 Творческая работа Представление творческих работ «Ось 1 времени». Работа в парах Разгадываем анаграммы. 1 Беседа Бумажные деньги. 1 Творческая работа Творческая работа «Дизайн купюры 1 сказочной страны». Беседа Безналичные деньги. 1 Экскурсия Экскурсия к банкомату. 1 Беседа Валюты. 1 Практикум Простые расчёты с использованием 1 валютного курса. Работа в группах Решаем анаграммы. 1 Экскурсия Посещение обменного пункта. 1 Тема 2. Из чего складываются доходы в семье (4 часа) 17. Откуда в семье берутся деньги. 18. Составление собственного плана расходов. 19. Тренинг «Выгодная покупка». 1 1 20. Творческая работа бывают разные». 1 «Постер «Доходы 1 Беседа Составление плана Тренинг s/books/ https://minfin.gov.ru/ru/om/ fingram/directions/program s/books/ https://learningapps.org/ind ex.php?s=финансовая+гра мотность https://fmc.hse.ru/primaryS chool Творческая работа https://minfin.gov.ru/ru/om/ fingram/directions/program s/books/ Тема 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (4 часа) Беседа https://learningapps.org/ind 21. На что семьи тратят деньги. 1 19 Практикум 22. Рассчитываем проценты на простых 1 ex.php?s=финансовая+гра примерах. мотность Викторина 23. Викторина по теме «Деньги». 1 Исследование 24. Мини-исследование «Рекламный слоган». 1 Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (10 часов) Групповое обсуждение https://minfin.gov.ru/ru/om/ 25. Как правильно планировать семейный 1 fingram/directions/program бюджет. s/books/ Диспут 26. Воздействие рекламы. 1 Практикум 27. Участие в промоакциях. 1 https://sberegiplanetu.ru/cat Составление плана 28. Мини-проект «Собственный план расходов 1 egories/obuchenie-detey на месяц». Беседа 29. Бюджет Российской Федерации. 1 Работа в парах 30. Отгадываем кроссворды. 1 Экскурсия 31. Экскурсия в банк. 1 Кейс-метод 32. Кейс «Бюджет моей семьи». 1 Конкурс 33. Конкурс «Юный финансист». 1 Викторина 34. Аукцион знаний. 1 20 18