ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ПРИРЕЧЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ на педагогическом совете Директор МКОУ Протокол № 1 «Приреченская ООШ» от «31» августа 2023 г. __________/ Комарова Н.В./ Приказ № 67/2 от «31» августа 2023 г. Рабочая программа учебного предмета «Черчение» для учащихся 8-9 класса на 2023-2024 учебный год (базовый уровень) Предметная область: «Искусство» Программу разработал: Учитель черчения Ильина Н.А. 2023 Данная рабочая программа учебного предмета «Черчение» для обучающихся 8-9 классов разработана на основе требований к результатам освоения ООП ООО МКОУ «Приреченская ООШ» в соответствии с ФГОС ООО. Учебный курс реализуется через обязательную часть учебного плана. Рабочая программа «Черчение» для обучающихся 8-9 классов рассчитана на 67 часа (1 час в неделю, 34 часа в 8 классе, 1 час в неделю, 33 часа в 9 классе) в соответствии с учебным планом МКОУ «Приреченская ООШ». Срок реализации программы – 2 года Используемый УМК: Автор/авторский коллектив Наименование учебника Класс Наименование издателя учебника Ботвинников А.Д. Черчение 8 Издательство «Астрель» Ботвинников А.Д. Черчение 9 Издательство «Астрель» ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты 1.Российская гражданская идентичность. Осознание этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России.). 2.Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4.Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. 6.Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. 7.Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. 8.Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. Метапредметные результаты 8 класс 9 класс Регулятивные УУД 1. Умение индивидуально при сопровождении 1. Умение самостоятельно определять цели учителя определять цели обучения, ставить и обучения, ставить и формулировать новые задачи в формулировать новые задачи в учебе и учебе и познавательной деятельности, развивать познавательной деятельности, развивать мотивы мотивы и интересы своей познавательной и интересы своей познавательной деятельности. деятельности. Обучающийся сможет: Обучающийся сможет: - анализировать существующие и планировать - анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; будущие образовательные результаты; - идентифицировать собственные проблемы и - идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; определять главную проблему; - выдвигать версии решения проблемы, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; конечный результат; - ставить цель деятельности на основе - ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих определенной проблемы и существующих возможностей; возможностей; - формулировать учебные задачи как шаги - формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; достижения поставленной цели деятельности; - обосновывать целевые ориентиры и приоритеты - обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. логическую последовательность шагов. 2. Умение индивидуально при сопровождении 2. Умение самостоятельно планировать пути учителя планировать пути достижения целей, в достижения целей, в том числе альтернативные, том числе альтернативные, осознанно выбирать осознанно выбирать наиболее эффективные наиболее эффективные способы решения способы решения учебных и познавательных учебных и познавательных задач. задач. Обучающийся сможет: Обучающийся сможет: - определять необходимые действие(я) в - определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; и составлять алгоритм их выполнения; - обосновывать и осуществлять выбор наиболее - обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и эффективных способов решения учебных и познавательных задач; познавательных задач; определять/находить, в том числе из определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для предложенных вариантов, условия для выполнения выполнения учебной и познавательной задачи; учебной и познавательной задачи; выстраивать жизненные планы на - выстраивать жизненные планы на краткосрочное краткосрочное будущее (заявлять целевые будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить ориентиры, ставить адекватные им задачи и адекватные им задачи и предлагать действия, предлагать действия, указывая и обосновывая указывая и обосновывая логическую логическую последовательность шагов); последовательность шагов); - выбирать из предложенных вариантов и - выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; решения задачи/достижения цели; составлять план решения проблемы - составлять план решения проблемы (выполнения (выполнения проекта, проведения исследования); проекта, проведения исследования); - определять потенциальные затруднения при - определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; - описывать свойопыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. 3. Умение индивидуально при сопровождении учителя соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: - определять и систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; - отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; - оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; - находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; - работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; - устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; - сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. Умение индивидуально при сопровождении учителя оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; - анализировать и обосновывать применение находить средства для их устранения; - описывать свой опыт, оформляя его дляпередачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. 3. Умение самостоятельно соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: - определять и систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; - отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; - оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; - находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; - работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; - устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; - сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4.Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; - анализировать и обосновывать применение соответствующего соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; - оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; - обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; - фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. 5. Владение основами осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки. - соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; - принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; - самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности. инструментария для выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; - оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; - обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; - фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки. - соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; - принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; - самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности). Познавательные УУД 6. Умение определять понятия, создавать 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. выводы. Обучающийся сможет: Обучающийся сможет: - подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; - выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; -выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство; - объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; -выделять явление из общего ряда других явлений; определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; -вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; - строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; - строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; - излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; - совместно с учителем указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации. 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: - обозначать символом и знаком предмет и/или явление; - определять логические связи между предметами и/или явлениями. - создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией. - преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную - подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; - выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; - выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство; - объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; - выделять явление из общего ряда других явлений; определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; - вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; - самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; - объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); - выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинноследственный анализ; - делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: - обозначать символом и знаком предмет и/или явление; - определять логические связи между предметами и/или явлениями. - создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией. - преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; предметную область; - строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; - строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм. 8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: - находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); - ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; - устанавливать взаимосвязь описанных втексте событий, явлений, процессов; -резюмировать главную идею текста; - преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный); - совместно с педагогом и сверстниками критически оценивать содержание и форму текста. 9. Развитие умения применять экологическое мышление в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: - определять свое отношение к природной среде; - анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; - выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. - проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; - прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; - распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; 10. Развитие мотивации к овладению культурой - строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; - строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм. - анализировать/ рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. 8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: - находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); - ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; - устанавливать взаимосвязь описанных втексте событий, явлений, процессов; -резюмировать главную идею текста; - преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный); самостоятельно критически оценивать содержание и форму текста. 9. Формирование и развитие умения применять экологическое мышление в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: - определять свое отношение к природной среде; - анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; - выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. - проводить причинный, вероятностный анализ экологических ситуаций; - прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; 10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других активного использования словарей и других поисковых систем. поисковых систем. Обучающийся сможет: Обучающийся сможет: - определять необходимые ключевые поисковые - определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; слова и запросы; - осуществлять взаимодействие с электронными - осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; поисковыми системами, словарями; - формировать множественную выборку из - формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации поисковых источников для объективизации результатов поиска. результатов поиска. Коммуникативные УУД 11. Умение организовывать учебное 11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать учителем и сверстниками; работать индивидуально индивидуально и в группе: находить общее и в группе: находить общее решение и разрешать решение и разрешать конфликты на основе конфликты на основе согласования позиций и согласования позиций и учета интересов; учета интересов; формулировать, аргументировать формулировать, аргументировать и отстаивать и отстаивать свое мнение. свое мнение. Обучающийся сможет: Обучающийся сможет: - определять возможные роли в совместной - определять возможные роли в совместной деятельности; деятельности; - играть определенную роль в совместной - играть определенную роль в совместной деятельности; деятельности; - принимать позицию собеседника, понимая - принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы, аксиомы, теории; факты; гипотезы, аксиомы, теории; - определять свои действия и действия партнера, - определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; продуктивной коммуникации; - строить позитивные отношения в процессе - строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; учебной и познавательной деятельности; - корректно и аргументированно отстаивать свою - корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); (владение механизмом эквивалентных замен); - критически относиться к собственному мнению, с - критически относиться к собственному мнению, достоинством признавать ошибочность своего с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в - предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; - выделять общую точку конфликтной ситуации; - выделять общую точку зрения в дискуссии; зрения в дискуссии; - договариваться о правилах и вопросах для - договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; группой задачей. - организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); - устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания 12. Умение индивидуально осознанно при сопровождении учителя использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: - определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; - отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - представлять в устной илиписьменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; - высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; - принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; - создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; - использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; - использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; - делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. 13. Умение индивидуально при сопровождении учителем формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет: - целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; - использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения диалога. 12. Умение самостоятельно осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: - определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; - отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - представлять в устной илиписьменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; - высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; - создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; - использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; - использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; - делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. 13. Умение самостоятельно формировать и развивать компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет: - целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций; - выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; -выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; - использовать информацию с учетом этических и правовых норм. вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций; - выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; - выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; использовать информацию с учетом этических и правовых норм; - соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 8 КЛАСС Выпускник научится: - пользоваться чертежными материалами, инструментами и принадлежностями; - выполнять правила оформления чертежа; - объяснять суть расположения видов на чертеже; - называть признаки и условия построения чертежей; - устанавливать принадлежность чертежа к определённому типу; - раскрывать смысл основных понятий черчения; - соблюдать правила техники безопасности при работе с чертежными инструментами; - проводить моделирование по чертежу; - изображать аксонометрические проекции и технические рисунки; - наносить размеры с учетом формы предмета. Выпускник получит возможность научиться: - организовывать свое рабочее место; - выполнять чертежи в системе прямоугольных проекций; - читать и анализировать геометрические формы предмета; - определять порядок построения изображений на чертежах; - использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по составлению эскизов и чертежей; - критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации; - осознавать значение теоретических знаний по черчению для практической деятельности человека; - создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. 9 КЛАСС Выпускник научится: - делать чертежи разверток поверхностей геометрических тел; - производить порядок чтения чертежей деталей; - выполнять чертежи предмета в трех видах с преобразованием его формы; - выполнять эскизы деталей; - знать общие сведения о сечениях и разрезах; - выполнять правила выполнения разрезов и сечений; - выполнять сборочные чертежи; - определять особенности строительных чертежей. Выпускник получит возможность научиться: - выполнять правила выполнения сечений и разрезов; - определять необходимое количество изображений; - использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских по составлению эскизов и чертежей; - объективно оценивать информацию понятиях черчения; - критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации; - осознавать значение теоретических знаний по черчению для практической деятельности человека; - создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Содержание предмета 8класс Раздел 1. Техника выполнения чертежей и правила их выполнения Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Шрифты чертежные. Масштаб. Раздел 2. Чертежи в системе прямоугольных проекций Проецирование. Прямоугольное проецирование. Расположение видов на чертеже. Раздел 3. Аксонометрические проекции. Технический рисунок Получение и построение аксонометрических проекций. Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Технический рисунок. Раздел 4. Чтение и выполнение чертежей Анализ геометрической формы предмета. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Порядок выполнения изображений на чертежах. Нанесение размеров с учетом формы предмета. Раздел 5. Эскизы Выполнение эскизов. Эскиз и технический рисунок детали. 9 класс Раздел 1.Сечения и разрезы Общие сведения о сечениях и разрезах. Правила выполнения сечений и разрезов. Соединение вида и разреза. Тонкие стенки и спицы на разрезе. Раздел 2. Определение необходимого количества изображений. Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах. Раздел 3. Сборочные чертежи Сборочные чертежи (спецификация, номера позиций и др.). Основные требования к разделам на сборочных чертежах. Особенности простановки размеров на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей Раздел 4. Чтение строительных чертежей Назначение и особенности архитектурно-строительных чертежей: фасады, планы, разрезы, масштабы. Тематическое планирование № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 8 класс Тема Введение Инструменты для выполнения чертежей Чертежные материалы и принадлежности Правила оформления чертежей Виды чертежных линий Шрифты чертежные Нанесение размеров на чертежи. Масштабы Общие сведения о проецировании Прямоугольное проецирование Расположение видов на чертеже. Местные виды Получение аксонометрических проекций Построение аксонометрических проекций Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности Технический рисунок Анализ геометрической формы предмета Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел Проекции вершин, ребер граней предмета Способ построения изображений на основе анализа формы предмета Последовательность построения видов на чертеже детали Построение вырезов на геометрических телах Построение третьего вида Нанесение размеров с учетом формы предмета Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей Анализ графического состава изображений Деление окружности на равные части Сопряжения Применение геометрических построений на практике Чертежи разверток поверхностей приз и цилиндров Чертежи разверток поверхностей конуса и пирамиды Порядок чтения чертежей деталей Решение практических задач Чтение чертежей Назначение эскизов и их порядок выполнения Эскиз и технический рисунок детали Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 класс № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Тема Повторение сведений о способах проецирования. Общие сведения о сечениях и разрезах Назначение сечений Правила выполнения наложенных сечений. Правила выполнения вынесенных сечений. Правила графического обозначения материалов на сечениях. Шрифты чертежные. Масштаб. Проецирование. Назначение разрезов Правила выполнения разрезов Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединение части вида с частью разреза. Местный разрез. Тонкие стенки и спицы на разрезе Другие сведения о разрезах и сечениях Применение разрезов в аксонометрических проекциях Выбор количества изображений на чертежах главного вида. Выбор количества изображений на чертежах побочного вида. Условности и упрощения на чертежах Чтение и выполнение чертежей, содержащих изученные условности Разъемные соединения деталей (болтовые, шпилечные, шпоночные и штифтовые) Резьбовые соединения. Сборочные чертежи (спецификация, номера позиций и др.). Общие сведения о соединениях деталей Изображение и обозначение резьбы Чертежи болтовых и шпилечных соединений Чертежи шпоночных и шрифтовых соединений Общие сведения о сборочных чертежах изделий Порядок и чтение сборочных чертежей Условности на сборочных чертежах Понятие о деталировании. Выполнение чертежей деталей сборочной единицы. Назначение и особенности архитектурно-строительных чертежей: фасады, планы, разрезы, масштабы. Графические изображения, применяемые на практике. Итоговая графическая работа №6 (контрольная работа). Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1