Рабочая программа по финансовой грамотности 5-9 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Иркутской области Администрация
муниципального образования "Братский район"
МКОУ "Приреченская ООШ"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

Директор

Протокол № 1
от «31» 08 2023 г.

Н.В. Комарова
Приказ № 67/2
от «31» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
для обучающихся 5 – 9 классов

д. Новое Приречье 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа урочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для
учащихся 5-8 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности
населения РФ;
3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности
населения и развитию финансового образования в РФ».
4 Авторская программа по финансовой грамотности, 5—7 классы, авторы программы: Е.
А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2019.
5 Авторская программа по финансовой грамотности. 8–9 классы общеобразоват.орг.
Авторы программы: Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: «ВИТА-ПРЕСС» 2018.
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой
системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг,
которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире,
поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по
управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как
потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу
повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно
недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно
учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники
финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово
грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков,
ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков
Новизной данной программы является направленность курса на формирование
финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между
получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием
финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует
на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной
безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он
базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает
активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только
базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные
характеристики и установки.
Это определило цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные
решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти
решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных
компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие
познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и
инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной
самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения,
ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление –
общеинтеллектуальное «Основы финансовой грамотности».
Согласно учебному плану на 2022-2023 год, на изучение предмета внеурочной
деятельности «Основы финансовой грамотности» в 5,6, 7 и 8 классах отводится по 0.5
часа- по 17 часов в год.
Формы реализации программы.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации
учебного процесса:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра,
практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная
беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу,
творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления
учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра,
решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических
задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа,
конференция, конкурсы.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и
государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач
в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

3

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание курса внеурочной деятельности
5 класс
Раздел 1. Введение в курс «Финансовая грамотность» - 3 часа
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»
Познавательная беседа «От чего зависит благосостояние семьи». Интерактивная беседа
«Учимся оценивать финансовое поведение людей».
Раздел 2. «Доходы и расходы семьи»
Познавательная беседа «Деньги: что это такое»
Решение практических задач «Из чего складываются доходы семьи». Решение
практических задач «Учимся считать семейные доходы». Познавательная беседа «Как
появляются расходы семьи». Учебные мини-проекты «Расходы семьи». Познавательная
беседа «Как сформировать семейный бюджет». Учебные мини- проекты «Семейный
бюджет»
6 класс
Раздел 1: Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защитится
(6 часов)
Познавательная беседа «Почему возникают риски потери денег и имущества и как от
этого защититься». Решение экономических задач «Что такое страхование и для чего оно
необходимо Практическая работа «Что и как можно страховать».
Раздел 2: Человек и государство: как они взаимодействуют (11 часов)
Познавательная беседа «Могут ли люди быть финансово независимыми от государства».
Познавательная беседа «Что такое налоги и почему их надо платить» Сюжетно-ролевая
игра «Учимся считать налоги». Творческая работа «Сравниваем налоги граждан разных
стран». Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.

4

Практическая работа «Как работает налоговая служба». Познавательная беседа «Что такое
социальные пособия и какие они бывают». Учимся находить информацию на сайте Фонда
социального страхования РФ
7 класс
Раздел 1. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (17)
Дискуссия «Для чего нужны банки». Решение проблемной ситуации «Почему хранить
сбережения в банке выгоднее, чем дома?» Аналитическая работа «Какие бывают вклады».
Творческая работа «Что такое кредиты и надо ли их брать». Мини-проект «Изучаем сайт
Центрального банка РФ». Практическая беседа «Исследуем какими банковскими
услугами пользуется семья». Познавательная беседа «Как работает банк» Решение
экономических задач «Банковские услуги для семьи». Аналитическая работа «Как
открыть фирму». Ролевая игра «Откроем фирму». Аналитическая работа «Что такое
валюта и для чего она нужна». Круглый стол «Учимся находить информацию о курсах
валют и их изменениях».
8 класс
Тема 1. Происхождение денег (2 часа)
Познавательная беседа «Деньги: что это такое». Круглый стол «Что может происходить с
деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи».
Тема 2. Источники денежных средств семьи (2 часа)
Познавательная беседа «Какие бывают источники доходов» Практическая работа «От чего
зависят личные и семейные доходы».
Тема 3. Контроль семейных расходов (2 часа)
Познавательная беседа «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать»
Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы»
Тема 4. Построение семейного бюджета (3 часа)
Познавательная беседа «Что такое семейный бюджет и как его построить»
Аналитическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет».
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых
организаций (2 часа)
Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации». Практическая работа
«Как увеличить смежные доходы использованием финансовых организаций».
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышение финансового
благополучия (2 часа)
Познавательная беседа «для чего необходимо осуществлять финансовое планирование».
Решение практических задач «Как осуществлять финансовое планирование на разных
жизненных этапах»
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (4 часа)
Решение экономических задач «Особые жизненные ситуации». Выступления учащихся
«Чем поможет страхование».

5

№ Наименован Колп/ ие раздела и во
п тем
часов
1

Раздел 1.
3
Введение в
курс
«Финансовая
грамотность
»

2

Раздел
«Доходы
расходы
семьи»

1

2

1

1

2. 14
и

Раздел 1:
6
Риски потери
денег и
имущества и
как человек
может от
этого
защитится
Раздел 2:
11
Человек и
государство:
как они
взаимодейст
вуют
Раздел 1.
Услуги
финансовых
организаций
и
собственный
бизнес
Тема 1.
Происхожден
ие денег

17

2

Тематическое планирование
5 класс
Вид контроля
Вид
учебной Электронные
деятельности ученика
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Устный
Познавательная беседа
http://scoolопрос;
Интерактивная беседа
collection.edu.ru - Единая
Практическая
Творческое задание
коллекция
Цифровых
работа;
Работа со статистикой
образовательных ресурсов
Викторина Решение
практических задач
Ролевая игра
Практическая работа
Устный
Решение практических
http://scoolопрос;
задач
collection.edu.ru - Единая
Практическая
Дискуссия
коллекция
Цифровых
работа;
Решение логических задач образовательных ресурсов
Познавательная беседа
Творческая работа
Практическая работа.
6 класс
Устный опрос;
Практическая
работа;

Познавательная беседа
Практическая работа
Решение экономических
задач

Устный
опрос; Познавательная беседа
Сюжетно-ролевая игра
Практическая
работа;

7 класс
«Устный опрос; Дискуссия
Решение
проблемной
Практическая
ситуации
работа;
Аналитическая работа
Творческая работа
Мини-проект
8 класс
Устный
опрос; Познавательная беседа
Выступления учащихся
Практическая
Круглый стол
работа;

http://scoolcollection.edu.ru - Единая
коллекция
Цифровых
образовательных ресурсов

http://scoolcollection.edu.ru - Единая
коллекция
Цифровых
образовательных ресурсов

http://scoolcollection.edu.ru - Единая
коллекция
Цифровых
образовательных ресурсов

http://scoolcollection.edu.ru - Единая
коллекция
Цифровых
6

2

3

4

5

6

7

Тема 2.
Источники
денежных
средств
семьи
Тема 3.
Контроль
семейных
расходов
Тема 4.
Построение
семейного
бюджета
Тема 5.
Способы
увеличения
семейных
доходов с
использован
ием услуг
финансовых
организаций
Тема 6.
Финансовое
планировани
е как способ
повышение
финансового
благополучи
я
Тема 7.
Особые
жизненные
ситуации и
как с ними
справиться

образовательных ресурсов
http://scoolcollection.edu.ru - Единая
коллекция
Цифровых
образовательных ресурсов

2

Устный
опрос; Работа с документами.
Практическая
Интерактивная беседа
работа;
Практическая работа
Познавательная беседа

2

Устный опрос;
Практическая
работа;

3

Устный опрос;
Практическая
работа;

2

Устный опрос;
Практическая
работа;

Мини-исследование
Мини-проект
Практическая работа
Выступления учащихся

2

Устный опрос;
Практическая
работа;

Практическая работа
Круглый стол
Решение практических
задач
Познавательная беседа
Круглый стол

http://scoolcollection.edu.ru - Единая
коллекция Цифровых
образовательных ресурсов

4

Устный опрос;
Практическая
работа;

Решение экономических
задач
Выступления учащихся

http://scoolcollection.edu.ru - Единая
коллекция Цифровых
образовательных ресурсов

Познавательная беседа
Ролевая игра
Решение экономических
задач
Дискуссия
Аналитическая работа
Деловая игра

http://scoolcollection.edu.ru - Единая
коллекция Цифровых
образовательных ресурсов
http://scoolcollection.edu.ru - Единая
коллекция Цифровых
образовательных ресурсов
http://scoolcollection.edu.ru - Единая
коллекция Цифровых
образовательных ресурсов

7

Календарно-тематическое планирование
5 класс (17 часов)
№
п/п

Название темы

Дата проведения
5а
5б

Название раздела (количество часов)
Раздел 1. Введение в курс «Финансовая грамотность» (3 часов)
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно
1.
развивать свою финансовую грамотность?»
От чего зависит благосостояние семьи
2.
3.

Учимся оценивать финансовое поведение людей

4.

Раздел 2. «Доходы и расходы семьи» (14 часов)
Деньги: что это такое

5.

Учебные мини-проекты «Деньги»

6.

Из чего складываются доходы семьи

7.

Учимся считать семейные доходы

8.

Исследуем доходы семьи

9.

Учебные мини-проекты «Доходы семьи»

10.

Как появляются расходы семьи

11.
12.

Учимся считать семейные расходы
Исследуем расходы семьи

13.

Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

14.

Как сформировать семейный бюджет

15.

Учебные мини- проекты «Семейный бюджет»

16.

Обобщение результатов изучения модуля 1

17.

Обобщение по курсу «Финансовая грамотность».

8

6 класс (17 часов)
№
п/п

Название темы

Дата проведения
6а
6б

Название раздела (количество часов)
Раздел 1: Риски потери денег и имущества и как человек может
от этого защитится ( 6 часов)
Почему возникают риски потери денег и имущества и как от
1.
этого защититься
Что такое страхование и для чего оно необходимо
2.
3.

Что и как можно страховать

4.

Как определить надежность страховых компаний

5.

Как работает страховая копания

6.

8.

Обобщение по теме: «Риски потери денег и имущества и
как человек может от этого защитится»
Раздел 2: Человек и государство: как они взаимодействуют ( 11 часов)
Могут ли люди быть финансово независимыми от
государства
Что такое налоги и почему их надо платить

9.

Какие бывают налоги

10.

Учимся считать налоги

11.

Сравниваем налоги граждан разных стран

12.

Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от
государства
Как работает налоговая служба

7.

13.
14.
15.
16.
17.

Что такое социальные пособия и какие они бывают
Учимся находить информацию на сайте Фонда социального
страхования РФ
Мини-проект «Социальные пособия»
Обобщение по курсу «Финансовая грамотность».

9

7 класс (17 часов)
№
п/п

Название темы

Дата проведения
7а
7б

Название раздела (количество часов)
Раздел 1. Услуги финансовых организаций и собственный
бизнес (17)
Для чего нужны банки
1.
2.

Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома

3.

Какие бывают вклады

4.

Что такое кредиты и надо ли их брать

5.

Изучаем сайт Центрального банка РФ

6.

Исследуем какими банковскими услугами пользуется семья

7.

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы

8.

Как работает банк

9.

Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи»

10.

Что мы знаем о бизнесе

11.

Как открыть фирму

12

Для чего нужны бизнес-инкубаторы

13.

Ролевая игра «Откроем фирму»

14.

Что такое валюта и для чего она нужна

15.

Учимся находить информацию о курсах валют и их
изменениях
Обобщение результатов изучения раздела: «Услуги
финансовых организаций и собственный бизнес»
Обобщение по курсу «Финансовая грамотность».

16.
17

10

8 класс (17часов)
№
п/п

1.

Название темы

Дата проведения
8а
8б

Название раздела (количество часов)
Тема 1. Происхождение денег (2 часа)
Деньги: что это такое

2.

Что может происходить с деньгами и как это влияет на
финансы вашей семьи
Тема 2. Источники денежных средств семьи (2 часа)

3.

Какие бывают источники доходов

4

От чего зависят личные и семейные доходы
Тема 3. Контроль семейных расходов (2 часа)

5

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

6

Учебные
расходы»

мини-проекты

«Контролируем

семейные

Тема 4. Построение семейного бюджета (3 часа)
7

Что такое семейный бюджет и как его построить

8

Как оптимизировать семейный бюджет

9

Обобщение результатов работы
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых
организаций (2 часа)

10.

Для чего нежны финансовые организации

Как увеличить семейные доходы с использованием
финансовых организаций
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышение финансового благополучия (2
часа)
Для
чего
необходимо
осуществлять
финансовое
12.
планирование
11.

13.

14.

Как осуществлять финансовое планирование на разных
жизненных этапах
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (4 часа)
Особые жизненные ситуации: рождение ребенка, потеря
кормильца

11

16.

Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы,
природные и техногенные катастрофы
Чем поможет страхование

17.

Обобщение по курсу «Финансовая грамотность».

15.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 02.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89501494074,89248323243

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».