Рабочая программа ОДНКНР 5-6 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Иркутской области Администрация
муниципального образования "Братский район"
МКОУ "Приреченская ООШ"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

Директор

Протокол № 1
от «31» 08 2023 г.

Н.В. Комарова
Приказ № 67/2
от «31» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»

для обучающихся 5 – 6 классов

д. Новое Приречье 2023

Данная рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» для учащихся 5-6 класса разработана на основе требований к
результатам освоения ООП ООО МКОУ «Приреченская ООШ» в соответствии с ФГОС
ООО.
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
реализуется через обязательную часть учебного плана в 5-6 классе.
Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для
обучающихся 5-6 класса рассчитана на 34 часов, по 1 часу в неделю в соответствии с
учебным планом МКОУ «Приреченская ООШ».
Срок реализации программы – 1 год.
Используемый УМК:
Автор/авторский коллектив
Н.Ф. Виноградова, В.И.
Власенко, А.В. Поляков

Наименование
учебника
Основы духовнонравственной
культуры народов
России

Класс Наименование издателя
учебника
5,6
М.: Просвещение,
2021,2023

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения,
которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность
и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его
ценностного взгляда на окружающий мир, основ российской гражданской идентичности,
понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; ценностей
многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей
стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения,
толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения,
правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических
потребностей, ценностей и чувств.
Личностные результаты:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский
народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного
взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности,
вероисповедания участников диалога или деятельности;
- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических
потребностей.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
1. Умение совместно с педагогом и сверстниками определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
- Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение совместно с педагогом и сверстниками планировать пути достижения целей, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей
и составлять алгоритм их выполнения;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных
и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов,
условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение совместно с педагогом и сверстниками соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
- определять критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной
деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик
процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение совместно с педагогом и сверстниками оценивать правильность выполнения
учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели
и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самооценки.
Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации. Обучающийся
сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения.
3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем. Обучающийся сможет:
-определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
2. Умение при сопровождении учителя использовать речевые средства речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках
диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
-использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых
блоков своего выступления;
использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Умение совместно с педагогом и сверстниками формировать и развивать компетентности
в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем,
сочинений, докладов.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения учащиеся научатся:
‐ воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных
текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных
объяснений учителя;
‐ сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
‐ проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
‐ участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
‐ Создавать по изображениям (художественным полотнам,
иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.
‐ Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
‐ Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной
задачей.
‐ Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.
‐ Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного)
поведения человека.
‐ Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.
‐ Работать с историческими источниками и документами.

Содержание курса.
5 класс
В мире культуры
Величие российской культуры.
Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры –
представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш.
Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры.
Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее
таланта, способностей, упорства.
Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие
нравственные установки.
Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую».
Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального
эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна.
Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий
Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий
– патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей
страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека.
Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…».
Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда.
Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины
(землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе.
Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных
объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей.
Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и
поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях.
Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов
семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой
коллектив.
Религия и культура
Роль религии в развитии культуры.
Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси.
Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование
в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования.

Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка.
Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама.
Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время
исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в
сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов,
исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура.
Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом
иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в
сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма.
Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские
монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию.
Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников,
связанных с разными религиями.
Хранить память предков.
Уважение к труду, обычаям, вере предков. Пример благотворительности из российской
истории. Известные меценаты России.
Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир.
Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные
качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет
в разных жизненных ситуациях.
6 класс
Культура как социальность
Мир культуры: его структура
Культура как форма социального взаимодействия.
Связь между миром
материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни
людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального
облика общества.
Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного
взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка
принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России.
История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России
в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат
исторического развития народов России.
Прогресс: технический и социальный.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий
труд Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на
культуру и ценности общества?
Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания.
Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования
для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ
передачи ценностей.

Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и
свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской
Федерации.
Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир
религий
в
истории.
Религии
народов
России
сегодня.
Государствообразующие и традиционные религии как источник духовнонравственных ценностей.
Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт
современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов
России.
Человек и его отражение в культуре
Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и
равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как
регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов
России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни.
Взросление человека в культуре народов Росси.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой
возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с
другими людьми. Самостоятельность как ценность .
Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления.
Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и
религиозный идеал человека.
Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика.
Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть
нравственным. Почему нравственность важна?
Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь.
Выполнение проекта.
Человек как член общества
Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень,
тунеядство . Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда
Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг
в мирное время . Милосердие, взаимопомощь.
Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные
границы Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Проблемы современного
общества
как
отражение его духовнонравственного самосознания.
Бедность.
Инвалидность .
Асоциальная
семья .
Сиротство . Отражение
этих явлений в культуре общества .
Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.

Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность.
Волонтёрство . Общественные блага .
Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры
народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма.
Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного
облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный
работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих
профессии.
Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как
нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность
меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и
общества в целом .
Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного
прогресса общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в
благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности
учёных .
Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей
профессии.
Родина и патриотизм
Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином.
Нравственные качества гражданина
Тема
Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность . Уважение к другим народам и их истории .
Важность патриотизма .
Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед обществом
. Военные подвиги . Честь . Доблесть .
Государство. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и
государства. Что такое закон . Что такое Родина? Что такое государство?
Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность.
Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие
качества человека .
Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»

Тематическое планирование
5 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Тема
Введение.
Величие многонациональной российской культуры.
Человек – творец и носитель культуры.
«Береги землю родимую, как мать любимую».
Жизнь ратными подвигами полна.
В труде – красота человека.
«Плод добрых трудов славен».
Люди труда.
Бережное отношение к природе.
Семья – хранитель духовных ценностей.
Роль религии в развитии культуры.
Культурное наследие христианской Руси.
Культура ислама.
Иудаизм и культура.
Культурные традиции буддизма.
Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Хранить память предков.
Твой духовный мир.

Количество
часов
1
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

6 класс

№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема
Мир культуры: его структура
Культура России: многообразие регионов
История быта как история культуры
Прогресс: технический и социальный
Образование в культуре народов России
Права и обязанности человека
Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие
Современный мир: самое важное (практическое занятие)
Каким должен быть человек? Духовно- нравственный облик и
идеал человека
Взросление человека в культуре народов России
Религия как источник нравственности
Наука как источник знания о человеке и человеческом
Этика и нравственность как категории духовной культуры
Самопознание (практическое занятие)
Труд делает человека человеком
Подвиг: как узнать героя?
Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания
Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений
Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России
Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества
Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность
как нравственный долг
Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального
и духовного прогресса общества
Моя профессия (практическое занятие)
Гражданин
Патриотизм
Защита Родины: подвиг или долг?

1
1
1
1
1
1

Государство. Россия — наша родина

1
1
1
1
1

29

Гражданская

1

30

Моя школа и мой класс (практическое занятие)
Человек: какой он? (практическое занятие)
Человек и культура (проект)

31
32

идентичность (практическое занятие)

1
1
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 02.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89501494074,89248323243

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».