МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Иркутской области Администрация муниципального образования "Братский район" МКОУ "Приреченская ООШ" РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом Директор Протокол № 1 от «31» 08 2023 г. Н.В. Комарова Приказ № 67/2 от «31» 08 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родная русская литература» для обучающихся 8 класса д. Новое Приречье 2023 Данная рабочая программа учебного предмета «Родная русская литература» для обучающихся 8 класса разработана на основе требований к результатам освоения ООП ООО МКОУ «Приреченская ООШ» в соответствии с ФГОС ООО. Учебный курс «Родная русская литература» реализуется через обязательную часть учебного плана. Рабочая программа «Родная русская литература» для учащихся 8 класса рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю) в соответствии с учебным планом МКОУ «Приреченская ООШ». Используемый УМК: Автор/авторский коллектив О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева и др Наименование учебника Родная русская литература Класс 8 Наименование издателя учебника М.: Просвещение, 2021 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения учебного курса «Родная литература» Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать: осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира; способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах; неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других. Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; навыки смыслового чтения. Коммуникативные УУД умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами. Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать: понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурноязыковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской литературы; проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира; понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы; осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира; развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного; применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения; накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества. Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» 8 класс развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли русской для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге; развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей; развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии; развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации. Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий Выразительное чтение. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. Различные виды пересказа. Заучивание наизусть стихотворных текстов. Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента. Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. Инструментом достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов являются универсальные учебные действия. Эффективным методом системнодеятельностного подхода является проектная деятельность. Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата . Цель проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках новых ФГОС: формирование универсальных учебных действий. Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь: обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков; формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. К важным положительным факторам проектной деятельности относятся: повышение мотивации учащихся при решении задач; развитие творческих способностей; смещение акцента от инструментального подхода в решении задач технологическому; формирование чувства ответственности; создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся . к Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые оформляются в виде определений и теорем. В этом случае урок полностью утрачивает свои традиционные основания и становится новой формой общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания. Типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проекта: практические задания (измерения, черчения с помощью чертежных инструментов, разрезания, сгибания, рисования и др.) практические задачи – задачи прикладного характера; проблемные вопросы, ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы; теоретические задания на поиск и конспектирование информации, ее анализ, обобщение и т.п.; задачи - совокупность заданий на использование общих для них теоретических сведений. Основные этапы организации проектной деятельности учащихся . 1. Подготовка к выполнению проекта (формирование групп, выдача заданий. Выбор темы и целей проекта; определение количества участников проекта). Учащиеся обсуждают тему с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели: учитель знакомит учащихся с сутью проектной деятельности, мотивирует учащихся, помогает в постановке целей. 2. Планирование работы (распределение обязанностей, определение времени индивидуальной работы). Определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления результата): выпуск газеты, устный отчет с демонстрацией материалов и других; установление критериев оценки результатов; распределение обязанностей 3. 4. 5. 6. среди членов команды: учащиеся вырабатывают план действий; учитель предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы. Исследование: учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания, учитель корректирует ход выполнения работы. Обобщение результатов: учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации. Презентация (отчет каждой группы или ученика осуществляется по окончании проекта). Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов: каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников; учитель оценивает деятельность каждого ученика, подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 8 класс РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ Преданья старины глубокой Легендарный герой земли русской Иван Сусанин С. Н. Марков. «Сусанин». О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…» П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа). Города земли русской По Золотому кольцу Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…» М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…» И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль». В. А. Степанов. «Золотое кольцо». Родные просторы Волга – русская река «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня). Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»). В. С. Высоцкий. «Песня о Волге». В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент). РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ Праздники русского мира Троица И. А. Бунин. «Троица». С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…» Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…» И. А. Новиков. «Троицкая кукушка». Тепло родного дома Родство душ Ф. А. Абрамов. «Валенки». Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести). А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни». РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША Не до ордена – была бы Родина Дети на войне Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы). Загадки русской души Сеятель твой и хранитель И. С. Тургенев. «Сфинкс». Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей». О ваших ровесниках Пора взросления Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы). Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы) Лишь слову жизнь дана. Язык поэзии Дон Аминадо. «Наука стихосложения». И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс № урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Тема урока Легендарный герой земли русской Иван Сусанин: С. Н. Марков. «Сусанин», О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…», П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа) По Золотому кольцу: Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…», М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…», И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль», В. А. Степанов. «Золотое кольцо» Волга – русская река: «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня). Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума») Волга – русская река: В. С. Высоцкий. «Песня о Волге», В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент) Троица: И. А. Бунин. «Троица», С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…» Троица: Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…», И. А. Новиков. «Троицкая кукушка» Родство душ: Ф.Д.Крюков «Счастье», «Казачка», К.Г.Паустовский «Порт в траве» Родство душ: Ф. А. Абрамов. «Валенки», А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни» Родство душ: Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести) Дети на войне: Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы) Сеятель твой и хранитель: И. С. Тургенев. «Сфинкс» Сеятель твой и хранитель: Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей» Пора взросления: Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы) Язык поэзии: Дон Аминадо. «Наука стихосложения» Лишь слову жизнь дана. И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет» Кол-во уроков 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1