Рабочая программа по родной русской литературе 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Иркутской области Администрация
муниципального образования "Братский район"
МКОУ "Приреченская ООШ"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

Директор

Протокол № 1
от «31» 08 2023 г.

Н.В. Комарова
Приказ № 67/2
от «31» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная русская литература»
для обучающихся 8 класса

д. Новое Приречье 2023

Данная рабочая программа учебного предмета «Родная русская литература» для
обучающихся 8 класса разработана на основе требований к результатам освоения ООП ООО
МКОУ «Приреченская ООШ» в соответствии с ФГОС ООО.
Учебный курс «Родная русская литература» реализуется через обязательную часть учебного
плана. Рабочая программа «Родная русская литература» для учащихся 8 класса рассчитана на 17
часов (0,5 часа в неделю) в соответствии с учебным планом МКОУ «Приреченская ООШ».
Используемый УМК:
Автор/авторский
коллектив
О.М. Александрова,
М.А. Аристова, Н.В.
Беляева и др

Наименование
учебника
Родная
русская
литература

Класс

8

Наименование
издателя
учебника
М.: Просвещение,
2021

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения учебного курса «Родная литература»
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету
«Родная литература (русская)» должны отражать:
 осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед
Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;
 способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
 осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости
художественной культуры народов России и стран мира;
 способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
 неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и
поступкам других.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» должны отражать сформированность
универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать
пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности ее решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
 навыки смыслового чтения.

Коммуникативные УУД


умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами.




Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету
«Родная литература (русская)» должны отражать:
 понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурноязыковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений
родной русской литературы;
 проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице
культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры,
приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации и мира;
 понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы
и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов,
продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;
 осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных
смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе
многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с
русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
 овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях
родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения
и оценки по поводу прочитанного;
 применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в
повседневной жизни и проектной
учебной
деятельности, в речевом
самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;
 накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной
русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.



Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету
«Родная литература (русская)» 8 класс
развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие
произведений о легендарных героях земли русской для развития представлений о
нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского
национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о
Золотом кольце России и великой русской реке Волге;















развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о
православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;
развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о
русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о
языке русской поэзии;
развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и
литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный текст как
послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в
формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно
отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной
проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков
работы с разными источниками информации и овладения основными способами её
обработки и презентации.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и
теоретико-литературных понятий
Выразительное чтение.
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному
роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;
определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в
раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом
мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам
литературных произведений.
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте
образования.
Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид
деятельности. Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в
современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной
самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура
умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю
более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный
процесс более интересным, разнообразным и современным.
Инструментом достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных
результатов являются универсальные учебные действия. Эффективным методом системнодеятельностного подхода является проектная деятельность.
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся.
Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий,
отслеживание результатов своей работы. Проект – временная целенаправленная деятельность
на получение уникального результата .

Цель проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках новых ФГОС:
формирование универсальных учебных действий. Использование проектно-исследовательской
деятельности на уроках и во внеурочной деятельности является средством формирования
универсальных учебных действий, которые в свою очередь:
 обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность
учения,
 ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их
достижения,
 уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
 создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и
сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
Умение учиться
 обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную
и профессиональную мобильность;
 обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков;
 формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
 повышение мотивации учащихся при решении задач;
 развитие творческих способностей;
 смещение акцента от инструментального подхода в решении задач
технологическому;
 формирование чувства ответственности;
 создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся .

к

Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее
самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное
обсуждение на уроках полученных результатов, которые оформляются в виде определений и
теорем. В этом случае урок полностью утрачивает свои традиционные основания и становится
новой формой общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников
знания.
Типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проекта:
 практические задания (измерения, черчения с помощью чертежных инструментов,
разрезания, сгибания, рисования и др.)
 практические задачи – задачи прикладного характера;
 проблемные вопросы, ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы,
объяснять факты, обосновывать выводы;
 теоретические задания на поиск и конспектирование информации, ее анализ,
обобщение и т.п.;
 задачи - совокупность заданий на использование общих для них теоретических
сведений.
Основные этапы организации проектной деятельности учащихся .
1. Подготовка к выполнению проекта (формирование групп, выдача заданий. Выбор
темы и целей проекта; определение количества участников проекта). Учащиеся
обсуждают тему с учителем, получают при необходимости дополнительную
информацию, устанавливают цели: учитель знакомит учащихся с сутью проектной
деятельности, мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.
2. Планирование работы (распределение обязанностей, определение времени
индивидуальной работы). Определение источников информации; планирование
способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта (формы
представления результата): выпуск газеты, устный отчет с демонстрацией материалов и
других; установление критериев оценки результатов; распределение обязанностей

3.

4.
5.
6.

среди членов команды: учащиеся вырабатывают план действий; учитель предлагает
идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы.
Исследование: учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации;
экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые
для себя знания, учитель корректирует ход выполнения работы.
Обобщение результатов: учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют
выводы и оформляют материал для групповой презентации.
Презентация (отчет каждой группы или ученика осуществляется по окончании
проекта).
Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов: каждый ученик
оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа
оценивает деятельность своих участников; учитель оценивает деятельность каждого
ученика, подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 класс
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин
 С. Н. Марков. «Сусанин».
 О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»
 П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).
Города земли русской
По Золотому кольцу
 Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»
 М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»
 И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
 В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы
Волга – русская река
 «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
 Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого
Наума»).
 В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».
 В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Троица
 И. А. Бунин. «Троица».
 С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
 Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»
 И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома
Родство душ
 Ф. А. Абрамов. «Валенки».
 Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).
 А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Дети на войне
 Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русской души
Сеятель твой и хранитель
 И. С. Тургенев. «Сфинкс».
 Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
 О ваших ровесниках
Пора взросления
 Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
 Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Лишь слову жизнь дана.
Язык поэзии
 Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
 И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№
урока
1.

2.

3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Тема урока
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин: С. Н. Марков.
«Сусанин», О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»,
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа)
По Золотому кольцу: Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва
заметный…», М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…», И. И.
Кобзев. «Поездка в Суздаль», В. А. Степанов. «Золотое кольцо»
Волга – русская река: «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..»
(русская народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе
старого Наума»)
Волга – русская река: В. С. Высоцкий. «Песня о Волге», В. В.
Розанов. «Русский Нил» (фрагмент)
Троица: И. А. Бунин. «Троица», С. А. Есенин. «Троицыно утро,
утренний канон…»
Троица: Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…», И. А.
Новиков. «Троицкая кукушка»
Родство душ: Ф.Д.Крюков «Счастье», «Казачка», К.Г.Паустовский
«Порт в траве»
Родство душ: Ф. А. Абрамов. «Валенки», А. В. Жвалевский, Е. Б.
Пастернак. «Радость жизни»
Родство душ: Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести)
Дети на войне: Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы)
Сеятель твой и хранитель: И. С. Тургенев. «Сфинкс»
Сеятель твой и хранитель: Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей»
Пора взросления: Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы)
Язык поэзии: Дон Аминадо. «Наука стихосложения»
Лишь слову жизнь дана. И. Ф. Анненский. «Третий мучительный
сонет»

Кол-во
уроков
1

1

1

1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 02.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89501494074,89248323243

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».