Рабочая программа по физике 7-9 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Иркутской области Администрация
муниципального образования "Братский район"
МКОУ "Приреченская ООШ"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

Директор
Н.В. Комарова

Протокол № 1
от «31» 08 2023 г.

Приказ № 67/2
от «31» 08 2023 г.

Рабочая программа
учебного предмета
«Физика»
для учащихся 7 - 9 классов
на 2022-2023 учебный год
(базовый уровень)

Программу разработал:
Учитель физики Жапов Б.Ц.

2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7 – 9 классов составлена и
реализуется на основе следующих документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29.12.2012
2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» № 144-ФЗ от 26.05.2021
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (Приказ № 1897 Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 «Об утверждении Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»)
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
29 декабря 2014 г. N 1644 «О внесении изменений в приказ министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 Г. N 1897
"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования"
5. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении
санитарно – эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)».
6. Изменения в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31
декабря 2015 г. № 1577)
7. Приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712 «О внесении
изменений в некоторые федеральные государственные образовательные
стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»
8. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством
образования Российской Федерации к использованию в образовательном
процессе в общеобразовательных учреждениях (утвержден приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №
345;
9. Программа курса физики для 7 – 9 классов общеобразовательных
учреждений (авторы А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник;
10.
УМК по предмету.
УМК «Физика. 7 класс»
1. Физика. 7 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин).
2. Физика. Тесты. 7 класс (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова).

3. Физика. Дидактические материалы. 7 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А.
Марон).
4. Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С.
В. Позойский, Е. А. Марон).
5. Физика. 7 класс. Тетрадь для лабораторных работ.
6. Электронное приложение к учебнику.
УМК «Физика. 8 класс»
1. Физика. 8 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин).
2. Физика. Тесты. 8 класс (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова).
3. Физика. Дидактические материалы. 8 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А.
Марон).
4. Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С.
В. Позойский, Е. А. Марон).
5. Электронное приложение к учебнику.
УМК «Физика. 9 класс»
1. Физика. 9 класс. Учебник (авторы А. В. Перышкин, Е. М. Гутник).
2. Физика. Тесты. 9 класс (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова).
3. Физика. Дидактические материалы. 9 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А.
Марон).
4. Электронное приложение к учебнику.
Реализация данной программы возможна как при очной форме обучения, так
и при занятиях с применением электронного обучения и (или)
дистанционных образовательных технологий в режиме самоизоляции
педагогических работников и обучающихся в случае ухудшения санитарноэпидемиологической обстановки.
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала
урока осуществляется через:

установление доверительных отношений между педагогическим
работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию
обучающимися требований и просьб педагогического работника,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации
их познавательной деятельности;

побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и
сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;

использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,

через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
обучающихся; дискуссий, которые дают обучающимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы,
которая учит обучающихся взаимодействию с другими детьми;

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;

организацию помощи мотивированных и эрудированных обучающихся
их неуспевающим одноклассникам, что дает обучающимся социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

инициирование и поддержку исследовательской деятельности
обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести
навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Планируемые результаты изучения курса физики
Личностными результатами обучения физике являются:
1. Гражданское и патриотическое воспитание:

Российская гражданская идентичность. Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2. Духовно-нравственное развитие

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции.

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать
в нем взаимопонимания.
3. Приобщение детей к культурному наследию

Развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера
4. Физическое развитие и культура здоровья

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;


интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
5. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность
осознанному
выбору
и
построению
дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
6. Социально-правовое самоопределение

Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам. Осознание значения семьи в жизни человека и
общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи.

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей
7. Экологическое воспитание

формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях
Метапредметными результатами обучения физике являются:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности, постановки целей, планирования,
самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих действий;

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их
объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение
УУД на примерах гипотез для объяснения известных фактов и
экспериментальной
проверки
выдвигаемых
гипотез,
разработки
теоретических моделей процессов или явлений;

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными

задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в
нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа, отбора
информации с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои
мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения,
признавать право другого человека на иное мнение;

освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем;

формирование умений работать в группе с выполнением различных
социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды, вести
дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике являются:

знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира
и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных
явлений;

умения пользоваться методами научного исследования явлений
природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с
помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимость между
физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать
выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

умения применять теоретические знания по физике на практике,
решать задачи на применение полученных знаний;

умения и навыки применять полученные знания для объяснения
принципов действия важнейших технических устройств, решения
практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей
жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости
явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности
науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

развитие теоретического мышления на основе формирования умений
устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и
выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства
выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и
теоретических моделей физические законы;

коммуникативные умения докладывать о результатах своего
исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы,
использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами обучения физике в основной школе
являются:

понимание и способность объяснять физические явления, как
свободное падение, колебания нитяного и пружинного маятников,

атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов,
малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел, процессы испарения и
плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение
внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних
сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током,
электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия
света, возникновение линейчатого спектра излучения;

умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость,
ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую
энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоёмкость
вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу
электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд,
электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы,
оптическую силу линзы;

владение экспериментальными методами исследования в процессе
самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени,
удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела,
силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы
нормального давления, силы Архимеда от объёма вытесненной волы,
периода колебаний маятника от его длины, объёма газа от давления при
постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического
напряжения , электрического сопротивления проводника от его длины,
площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока
от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения;

понимание смысла основных физических законов и умение применять
их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения,
законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения
энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка
цепи, закон Джоуля - Ленца;

понимание принципов действия машин, приборов и технических
устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в
повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их
использовании;

овладение разнообразными способами выполнения расчётов для
нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной
задачи на основании использования законов физики;

умение использовать полученные знания, умения и навыки в
повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей
среды, техника безопасности)
Предметные результаты обучения физике по разделам:
Механические явления
Выпускник научится:

распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся
знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:

равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное
падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция,
взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и
газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел,
колебательное движение, резонанс, волновое движение;

описывать изученные свойства тел и механические явления, используя
физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность
вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия,
потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД
простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний,
длина волны и скорость её распространения; при описании правильно
трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и
единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами;

анализировать свойства тел, механические явления и процессы,
используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон
всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона,
закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при
этом различать словесную формулировку закона и его математическое
выражение;

различать основные признаки изученных физических моделей:
материальная точка, инерциальная система отсчёта;

решать задачи, используя физические законы (закон сохранения
энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III
законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля,
закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь,
скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление,
импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая
работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения
скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость
её распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические
величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:

использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде;

приводить примеры практического использования физических знаний о
механических
явлениях
и
физических
законах;
использования
возобновляемых
источников
энергии;
экологических
последствий
исследования космического пространства;

различать границы применимости физических законов, понимать
всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения
механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного

тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука,
закон Архимеда и др.);

приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и
теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

находить адекватную предложенной задаче физическую модель,
разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с
использованием
математического
аппарата,
оценивать
реальность
полученного значения физической величины.
Тепловые явления
Выпускник научится:

распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся
знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия,
изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость
газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие,
испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность
воздуха, различные способы теплопередачи;

описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя
физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия,
температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и
парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент
полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать
физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы
измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину
с другими величинами;

анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя
закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его
математическое выражение;

различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и
твёрдых тел;

решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых
процессах, формулы, связывающие физические величины (количество
теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества,
удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания
топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе
анализа условия задачи выделять физические величины и формулы,
необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:

использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических
последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и
гидроэлектростанций;

приводить примеры практического использования физических знаний

о тепловых явлениях;

различать границы применимости физических законов, понимать
всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения
энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных
законов;

приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и
теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

находить адекватную предложенной задаче физическую модель,
разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с
использованием математического аппарата и оценивать реальность
полученного значения физической величины.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:

распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе
имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:
электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током,
взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного
поля на проводник с током, прямолинейное распространение света,
отражение и преломление света, дисперсия света;

описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления,
используя физические величины: электрический заряд, сила тока,
электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное
сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и
оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический
смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения;
указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами;

анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы,
используя физические законы: закон сохранения электрического заряда,
закон Ома для участка цепи, закон Джоуля - Ленца, закон прямолинейного
распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при
этом различать словесную формулировку закона и его математическое
выражение;

решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка
цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света,
закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие
физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое
сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность
тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта
электрического сопротивления при последовательном и параллельном
соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять
физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить
расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:


использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной
жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;

приводить примеры практического использования физических знаний
о электромагнитных явлениях;

различать границы применимости физических законов, понимать
всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения
электрического заряда) и ограниченность использования частных законов
(закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);

приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе
эмпирически установленных фактов;

находить адекватную предложенной задаче физическую модель,
разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных
явлениях с использованием математического аппарата и оценивать
реальность полученного значения физической величины.
Квантовые явления
Выпускник научится:

распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся
знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:
естественная и искусственная радиоактивность, возникновение линейчатого
спектра излучения;

описывать изученные квантовые явления, используя физические
величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света,
период полураспада; при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать
формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами, вычислять значение физической величины;

анализировать квантовые явления, используя физические законы и
постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического
заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и
поглощения света атомом;

различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной
модели атомного ядра;

приводить примеры проявления в природе и практического
использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций,
линейчатых спектров.
Выпускник получит возможность научиться:

использовать полученные знания в повседневной жизни при
обращении с приборами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде;

соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;


приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые
организмы; понимать принцип действия дозиметра;

понимать экологические проблемы, возникающие при использовании
атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы
использования управляемого термоядерного синтеза.
Элементы астрономии
Выпускник научится:

различать основные признаки суточного вращения звёздного неба,
движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд;

понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической
системами мира.
Выпускник получит возможность научиться:

указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планетгигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться
картой звёздного неба при наблюдениях звёздного неба;

различать основные характеристики звёзд (размер, цвет, температура),
соотносить цвет звезды с её температурой;

различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
Содержание учебного предмета
Рабочая программа по физике в 7-9 классах рассчитана на 204 часа. В том
числе в 7, 8, 9 классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в
неделю.
7 класс
Физика и физические методы изучения природы. (4 ч)
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений.
Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности
измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и
развитие представлений о материальном мире.
Демонстрации.
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и
световых явлений. Физические приборы.
Лабораторные работы и опыты.
1. Измерение физических величин с учетом абсолютной
погрешности.
2. Определение цены деления измерительного прибора
3. Измерение длины.
4. Измерение температуры.
Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)
Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества.
Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств
вещества на основе этих моделей.
Демонстрации.
Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при
изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.

Лабораторная работа.
5. Измерение размеров малых тел.
Взаимодействие тел. (21 ч)
Механическое движение. Относительность механического движения.
Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость
равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение.
Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов.
Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие
тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила
упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое
изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой
тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения,
покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.
Демонстрации.
Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения.
Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.
Лабораторные работы и опыты.
6. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном
равномерном движении.
7. Измерение скорости.
8. Измерение массы тела на рычажных весах.
9. Измерение объема твердого тела.
10. Измерение плотности твердого тела.
11. Исследование зависимости силы упругости от удлинения
пружины.
12. Измерение жесткости пружины.
13. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы
нормального давления.
14. Определение центра тяжести плоской пластины.
Давление твердых тел, газов, жидкостей. (23 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления
на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля.
Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.
Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения
давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой.
Манометр. Насос.
Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от
действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления.
Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля.
Гидравлический пресс. Закон Архимеда.
Лабораторные работы и опыты.
15. Измерение давления твердого тела на опору.

16. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное
в жидкость тело.
17. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Работа и мощность. Энергия. (12 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность.
Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел.
Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы
измерения работы, мощности и энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы.
Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел.
«Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.
Демонстрации. Простые механизмы.
Лабораторные работы и опыты.
17. Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме
тела по наклонной плоскости.
Итоговое повторение (2 ч)
8 класс
Тепловые явления (12 часов)
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней
скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа
изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды
теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества.
Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в
механических и тепловых процессах.
Демонстрации.
Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости.
Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей
различных веществ.
Лабораторные работы и опыты.
1. Исследование изменения со временем температуры остывающей
воды.
2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной
температуры.
3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Изменение агрегатных состояний вещества (11 часов)
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел.
Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и
конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее
измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от
давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения
агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений.
Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего
сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя.
Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации.

Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения
от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности
воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего
сгорания. Устройство паровой турбины.
Лабораторная работа.
4. Измерение относительной влажности воздуха.
Электрические явления (27 часов)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники,
непроводники
(диэлектрики)
и
полупроводники.
Взаимодействие
заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического
заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы.
Действия электрического тока. Направление электрического тока.
Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители
электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах.
Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое
напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для
участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление.
Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником
с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.
Электрический
счетчик.
Расчет
электроэнергии,
потребляемой
электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Демонстрации.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и
действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через
влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники
постоянного тока. Составление электрической цепи.
Лабораторные работы и опыты.
5. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных
участках. Измерение напряжения на различных участках
электрической цепи.
6. Регулирование силы тока реостатом.
7. Исследование зависимости силы тока в проводнике от
напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.
8. Измерение сопротивления.
9. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.
Электромагнитные явления (7 часов)
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные
магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного
поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
Демонстрации.
Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Лабораторные работы.
10. Сборка электромагнита и испытание его действия.

11. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на
модели).
Световые явления (9 часов)
Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной
среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление
света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение
изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения.
Оптические приборы.
Демонстрации.
Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон
отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход
лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с
помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.
Лабораторные работы и опыты.
12. Исследование зависимости угла отражения от угла падения
света.
13. Исследование зависимости угла преломления от угла падения
света.
14. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
15. Получение изображений.
Итоговое повторение (2 часа)
9 класс
Законы взаимодействия и движения тел
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость
прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное
движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости
и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и
равноускоренном движениях. Относительность механического движения.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система
отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение.
Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Демонстрации.
Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное
падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном
движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Лабораторные работы и опыты.
1. Исследование равноускоренного движения без начальной
скорости.
2. Измерение ускорения свободного падения.
Механические колебания и волны. Звук.

Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический
маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания.
Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний.
Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и
поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны.
Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.
Демонстрации.
Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания.
Условия распространения звука.
Лабораторные работы и опыты.
3. Исследование зависимости периода колебаний пружинного
маятника от массы груза и жесткости пружины.
4. Исследование зависимости периода и частоты свободных
колебаний нитяного маятника от длины нити.
Электромагнитное поле
Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле.
направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило
буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция
магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная
индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление
самоиндукции.
Переменный
ток.
Генератор
переменного
тока.
Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача
электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное
поле.
Электромагнитные
волны.
Скорость
электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые
организмы.
Конденсатор.
Колебательный
контур.
Получение
электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель
преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и
испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Демонстрации.
Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора.
Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия
света. Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы и опыты.
5. Изучение явления электромагнитной индукции.
6. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных
ядер.
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-,
бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и

массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации
частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и
массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре.
Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические
проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон
радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые
организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Демонстрации.
Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона.
Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Лабораторные работы и опыты.
7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
8. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
9. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
(виртуальная)
Строение и эволюция Вселенной.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая
природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной
системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной.
Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.
Итоговое повторение 2 часа

№
1
2
3

4

5
6
№п/п
1

2

Тематическое планирование
7 класс.
Раздел, тема, содержание
Введение
Стартовый мониторинг
Первоначальные сведения о строении вещества.
Взаимодействие тел.
Контрольная работа № 1 «Механическое движение. Масса
тела. Плотность вещества».
Контрольная работа по теме №2 «Силы»
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.
Контрольная работа № 3 «Давление твердых тел,
жидкостей и газов ».
Работа и мощность. Энергия.
Контрольная работа №4 «Работа и мощность. Энергия»
Повторение
Итоговый мониторинг
8 класс.
Раздел, тема, содержание.
Тепловые явления.
Стартовый мониторинг
Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»
Кратковременная контрольная работа «Нагревание и
плавление тел»
Контрольная работа № 2 по теме «Агрегатные состояния
вещества»
Электрические явления.
Кратковременная контрольная работа по теме
«Электризация тел. Строение атома»

часы
4
6
21

23

12
2 час.
часы
22

28

Контрольная работа № 3 по теме «Электрический ток.
Напряжение. Сопротивление Соединение проводников».
Контрольная работа № 4 по теме «Работа. Мощность.
Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор»
3
Электромагнитные явления.
5
Зачет по теме «Электромагнитные явления»
4
Световые явления.
11
Контрольная работа № 5 по теме «Световые явления»
5
Обобщающее повторение
2
Итоговый мониторинг
9 класс.
№п/п Раздел, тема, содержание.
часы
1
Законы взаимодействия и движения тел.
23
Стартовый мониторинг
Контрольная работа №1 по теме «Законы движения и
взаимодействия тел»
2
Механические колебания и волны. Звук.
12
Контрольная работа № 2 по теме «Механические
колебания и волны. Звук»
3
Электромагнитное поле.
16
Контрольная работа № 3 по теме «Электромагнитное
поле»
4
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии 10
атомных ядер
Контрольная работа № 4 по теме «Строение атома и
атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»
5
Строение и эволюция Вселенной.
5
6
Обобщающее повторение
2
Итоговый мониторинг
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса:
Программно-методическое обеспечение рабочей программы:
Электронные учебные издания:
1. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7—11 классы
2. Лабораторные работы по физике. 7 класс (виртуальная физическая
лаборатория).
3. Лабораторные работы по физике. 8 класс (виртуальная физическая
лаборатория).
4. Лабораторные работы по физике. 9 класс (виртуальная физическая
лаборатория).
Список наглядных пособий:
Таблицы общего назначения
1. Международная система единиц (СИ).
2. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.

3. Физические постоянные.
4. Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.
5. Порядок решения количественных задач.

Календарно-тематическое планирование по физике 7 класс (68ч, 2ч в
неделю)

№
урока
1/1

2/2
3/3

4/4

5/1
6/2
7/3
8/4
9/5

10/6

Дата

Тема урока

Домашнее
задание

Введение (4 часа)
Вводный инструктаж по ТБ. Что изучает §1,2,3,
физика. Некоторые физические величины. сборник
Наблюдения и опыты.
№1,2,5
Стартовый мониторинг
Физические величины, их измерение. Точность §4,5, упр.1
и погрешность измерений. Л.р. № 1 (2) Задание
«Определение цены деления измерительного 2
прибора». Инструктаж по ТБ.
Физика и техника. Проект «Ученые-физики §6, проект,
стр. 20
Смоленщины»
Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов)
Строение вещества. Молекулы. Броуновское §7,8,9,
движение
вопросы
Л.р. № 2 «Измерение размеров малых тел».
Инструктаж по ТБ.
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. §10,
вопросы
Взаимное притяжение и отталкивание молекул. §11,
вопросы
Агрегатные состояния вещества. Различие в §12, 13, стр.
молекулярном
строении
твердых
тел, 38-39
жидкостей и газов.
Повторение по теме «Первоначальные
сведения о строении вещества»
Взаимодействие тел. (21 часа)

11/1
12/2
13/3
14/4

15/5
16/6
17/7
18/8
19/9
20/10
21/11
22/12
23/13
24/14
25/15
26/16

27/17

28/18
29/19
30/20

Механическое движение. Равномерное
неравномерное движение.
Скорость. Единицы скорости.

и §14, 15, упр.
2 (3)
§16, упр.3
(2)
Расчет пути и времени движения. Решение §17, упр.4
задач.
(2)
Л.р. № 3 «Изучение зависимости пути от Задание стр.
времени при прямолинейном равномерном 51
движении.
Измерение
скорости».
Инструктаж по ТБ.
Инерция. Взаимодействие тел.
§18,19,
упр.5
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы §20,
21,
тела на весах.
упр.6 (3)
Л.р. № 4 «Измерение массы тела на Упр.6(1)
§21
рычажных весах». Инструктаж по ТБ.
Л.р. № 5 «Измерение объема твердого тела».
Инструктаж по ТБ.
Плотность вещества. Расчет массы и объема §22,
23,
тела по его плотности.
упр.7 (4)
Л.р. № 6 «Измерение плотности твердого Упр.7 (5),
упр.8 (4)
тела». Инструктаж по ТБ.
Решение задач. Подготовка к к/р.
Повторить
§§14-23
Контрольная работа № 1 «Механическое
движение. Масса тела. Плотность вещества».
Анализ контрольной работы. Сила. Явление §24,
25,
тяготения. Сила тяжести.
вопросы
Сила упругости. Закон Гука.
§26,
вопросы
Вес тела. Единицы силы. Связь между силой §27,
28,
тяжести и массой тела.
упр.10 (3)
Сила тяжести на других планетах. Физические §29,
характеристики планет. Решение задач на вопросы
расчёт силы.
Динамометр. Л.р. № 7 «Исследование §30, упр.11
зависимости силы упругости от удлинения (3)
пружины. Измерение жесткости пружины».
Инструктаж по ТБ.
Сложение сил, направленных по одной прямой. §31, упр.12
Равнодействующая сил.
(2)
Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и §32, 33, 34,
технике.
вопросы
Л.р. № 9 «Исследование зависимости силы Стр.97-100,

31/21
32/1
332
34/3
35/4
36/5
37/6
38/7
39/8

трения от силы нормального давления».
Инструктаж по ТБ.
Контрольная работа по теме «Силы»
Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 часов)
Анализ контрольной работы.
Давление.
Единицы давления.
Способы уменьшения и увеличения давления.
Л.р. № 10 «Измерение давления твердого
тела на опору». Инструктаж по ТБ.
Давление газа.
Передача давления жидкостями и газами. Закон
Паскаля.
Давление в жидкости и газе.
Расчет давления жидкости на дно и стенки
сосуда.
Сообщающиеся сосуды.

П. §24-34

§35, упр. 14
(2)
§36, упр.15
(3)
Задание 1,
стр.106
§37,
вопросы
§38,
упр.16(3)
§39,
вопросы
§40,
упр.17(2)
§41,
упр.18(2)
§42,
43,
упр.19
§44,
упр.21(2)
§45,
46,
упр.23(3)
§47,
48,
вопросы
§49,
упр.25(2)
§50,
вопросы
§51,
упр.26(3,4)
Стр.
151152

43/12

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему
существует воздушная оболочка Земли.
Измерение атмосферного давления. Опыт
Торричелли.
Барометр – анероид. Атмосферное давление на
различных высотах.
Манометры. Поршневой жидкостный насос.

44/13

Гидравлический пресс.

45/14
46/15

Действие жидкости и газа на погруженное в
них тело.
Архимедова сила.

47/16

Решение задач

48/17

Л.р. № 11 «Измерение выталкивающей силы,
действующей на погруженное в жидкость
тело». Инструктаж по ТБ.
Плавание
тел.
Плавание
судов. §52, 53, 54,
Воздухоплавание.
вопросы
Решение задач
Упр., 27(4),
упр.28(3)
Л.р. № 12 «Выяснение условий плавания

40/9
41/10
42/11

49/18
50/19
51/20

52/21
53/22

54/1
55/2
56/3
57/4
58/5

тела в жидкости». Инструктаж по ТБ.
Повторение по теме «Давление твердых тел,
жидкостей и газов»
Контрольная работа № 3 «Давление твердых
тел, жидкостей и газов ».
Работа и мощность. Энергия.
Анализ контрольной работы. Механическая
работа. Единицы работы.
Мощность. Единицы мощности.
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на
ры- чаге.
Момент силы. Рычаги в технике, быту и
природе.
Л.р. № 13 «Выяснение условия равновесия
рычага». Инструктаж по ТБ.

66/13
67/14

Применение правила равновесия рычага к
блоку. Равенство работ при использовании
простых механизмов. «Золотое правило»
механики.
Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.
Л.р. № 8 «Определение центра тяжести
плоской пластины». Инструктаж по ТБ.
Решение задач.
КПД. Л.р. № 10 «Измерение КПД при
подъеме тела по наклонной плоскости».
Инструктаж по ТБ.
Энергия. Потенциальная и кинетическая
энергия.
Превращения
одного
вида
механической энергии в другой.
Повторение по теме «Работа и мощность.
Энергия»
Контрольная работа №4 «Работа и мощность.
Энергия»
Анализ контрольной работы. Повторение
Итоговый мониторинг

68/15

Итоговое повторение и обобщение

59/6

60/7

61/8
62/9

63/10

64/11
65/12

Стр.
163

161-

§55,
упр.30(3)
§56, упр.31
(1,2)
§57, 58,
вопросы
§59,60,упр.3
2 (4)
Упр.32(4),
задание
стр.181
§61, 62,
упр.33(2)
§63,64,задан
ие 1, стр.
188
§65,
вопросы
§66, 67, 68,
упр.34 (4)
Стр.
202

200-

Календарно-тематическое планирование по физике 8 класс (68ч, 2ч в
неделю)

№
урока
1/1.
2/2.
3/3.
4/4.

5/5.
6/6.
7/7.

8/8.

9/9.

10/10.
11/11.

Дата

№ урока, тема

Домашнее
задание

Тепловые явления (22 ч)
Тепловое движение. Температура. Внутренняя § 1, 2, вопросы,
упр.12
энергия
Стартовый мониторинг
§ 3, упр.2,
Способы изменения внутренней энергии
задание
§ 4, 5,
Виды теплопередачи. Теплопроводность.
6упр.3, 4, 5
Конвекция. Излучение
задание §4
Количество теплоты. Единицы количества § 7, упр. 6
теплоты.
§ 8, упр.7,
Удельная теплоемкость
задание §7
Расчет количества теплоты, необходимого для § 9, упр.8
нагревания тела или выделяемого им при
охлаждении
Лабораторная работа № 1 «Сравнение Повторить §8
количеств теплоты при смешивании воды
разной температуры»
Сборник
Лабораторная работа № 2 «Измерение
№715, 716,
удельной теплоемкости твердого тела».
720, 730
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания § 10, упр.9
топлива
задание §10
Закон сохранения и превращения энергии в § 11, упр. 10,
механических и тепловых процессах
карточки

12/12.

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые
явления»

13/13.

§ 12, 13,
Агрегатные состояния вещества Плавление и
упр.11,
отвердевание.
задание §13
§ 14, 15,
График
плавления
и
отвердевания
упр.12 (1-3),
кристаллических тел. Удельная теплота
З. §14, З.1
плавления.
§15
Решение задач по теме «Нагревание тел. §15, задание
Плавление
и
кристаллизация». 2 §15
Кратковременная контрольная работа «
Нагревание и плавление тел»
Испарение. Насыщенный и ненасыщенный § 16, 17,
пар. Конденсация. Поглощение энергии при упр.13
испарении жидкости и выделении ее при
конденсации пара
§ 18, 20,
Кипение Удельная теплота парообразования и упр.14(2,3);
конденсации
16(4,5), з.1
§20
Решение задач на расчет удельной теплоты §18, 20,
парообразования,
количества
теплоты, сборник
отданного
полученного
телом
при №779, 787,
конденсации парообразовании.
795, 827
§ 19,
Влажность воздуха. Способы определения
Сборник
влажности воздуха. Лабораторная работа
№800, 803,
№ 3 «Измерение влажности воздуха»
839, 864, 867
Работа газа и пара при расширении. Двигатель § 21, 22
внутреннего сгорания
§ 23, 24,
сборник
Паровая турбина. КПД теплового двигателя
№783, 794,
824, 838
Контрольная работа № 2 по теме
«Агрегатные состояния вещества»
Электрические явления 28 ч
§ 25, задания
Анализ контрольной работы. Электризация
§25, С.
тел при соприкосновении. Взаимодействие
№892, 894,
заряженных тел
895, 897
§ 26, 27,
Электроскоп. Электрическое поле
упр.19,

14/14.

15/15.

16/16.

17/17.

18/18.

19/19.

20/20.
21/21.

22/22.

23/1.

24/2.

25/3.
26/4.
27/5.
28/6.

29/7.

30/8.
31/9.
32/10.

33/11

сборник
№907
Делимость электрического заряда. Электрон. § 28, 29,
Строение атома
упр.20
Объяснение электрических явлений
§ 30, упр.21
Проводники,
полупроводники
и § 31, упр.22
непроводники электричества
Электрический
ток.
Источники § 32, задания
электрического
тока.
Кратковременная §32
контрольная работа по теме «Электризация
тел. Строение атома»
Анализ контрольной работы. Электрическая §33, 34,
цепь и ее составные части. Электрический ток упр.23(1,3,4)
в металлах.
Действия электрического тока. Направление §35, 36,
электрического тока.
задание §36
Сила тока. Единицы силы тока
§ 37, упр.24
Амперметр.
Измерение
силы
тока. § 38, упр.25
Лабораторная работа № 4 «Сборка
электрической цепи и измерение силы тока в
ее различных участках»
Электрическое
напряжение.
Единицы § 39,40,
сборник
напряжения
№998-1000

35/13.

Вольтметр,
Измерение
напряжения. § 41, 42,
Зависимость силы тока от напряжения
упр.26, 27
Электрическое сопротивление проводников. § 43, упр. 28
Единицы сопротивления.
Лабораторная
работа № 5 «Измерение напряжения на
различных участках электрической цепи»

36/14.

Закон Ома для участка цепи

37/15.

Расчет сопротивления проводника. Удельное
сопротивление
Примеры
на
расчет
сопротивления
проводника, силы тока и напряжения
Реостаты.
Лабораторная работа № 6
«Регулирование силы тока реостатом»
Лабораторная работа № 7 «Измерение
сопротивления проводника при помощи
амперметра и вольтметра»

34/12.

38/16
39/17.
40/18.

§ 44, упр.29(47)

§ 45, №1055,
1056, 1066
§ 46, упр.30
(1, 2, 4)
§ 47, упр.31
Повторить
§42, 44, 47

41/19.

Последовательное соединение проводников

§ 48, упр.32
(1,3,4)

42/20.

Параллельное соединение проводников

§ 49, упр.33
(4,5)

43/21.

44/22.

45/23.

46/24.

47/25.
48/26.
49/27.

50/28.

51/1.

52/2.

53/3.

Повторить
Решение задач по теме Соединение §32, 34, 37,
проводников. Закон Ома.
38, 42, 43,
№1057
Контрольная работа № 3 по теме
«Электрический
ток.
Напряжение.
Сопротивление Соединение проводников».
§ 50, 51,
Анализ контрольной работы. Работа и
упр.34(1,2),
мощность электрического тока
35
Единицы работы электрического тока, § 52, задание
применяемые на практике. Лабораторная §35, Сборник
работа № 8 «Измерение мощности и работы №1150, 1152,
тока в электрической лампе»
1156
Нагревание
проводников
электрическим § 53, упр.37
током. Закон Джоуля—Ленца
(1-3)
§ 54, упр.38,
Конденсатор
задание §54
§ 55,56,
Лампа
накаливания.
Электрические
задание §55,
нагревательные
приборы.
Короткое
Сб. №1947замыкание предохранители
1949
Контрольная работа № 4 по теме «Работа.
Мощность.
Закон
Джоуля—Ленца.
Конденсатор»
Электромагнитные явления 5 ч
Анализ контрольной работы. Магнитное поле. § 57, 58,
Магнитное поле прямого тока. Магнитные упр.40
линии
Магнитное
поле
катушки
с
током. § 59, упр.41,
Электромагниты
и
их
применение. задание §59
Лабораторная
работа
№9
«Сборка
электромагнита и испытание его действия.
Изучение
электрического
двигателя
постоянного тока на модели»
§ 60, 61,
Постоянные магниты. Магнитное поле
задания
постоянных магнитов. Магнитное поле Земли
§60,61

54/4.

Действие магнитного поля на проводник с § 62, задание 2
§62 «Итоги
током. Электрический двигатель
главы»

55/5.

Зачет по теме «Электромагнитные явления»
Световые явления 13 ч

56/1.

Источники света. Распространение света

«Итоги главы»

§ 63, упр. 44,
задание 1 §63

57/2.

Видимое движение светил

58/3.
59/4.

Отражение света. Закон отражения света

60/5.

Преломление света. Закон преломления света

61/6.
62/7.
63/8.

Линзы. Оптическая сила линзы
Изображения, даваемые линзой
Лабораторная работа № 10 «Получение
изображений при помощи линзы»
Решение задач. Построение изображений,
полученных с помощью линз
Глаз и зрение
Контрольная работа № 5 по теме «Световые
явления»
Итоговый мониторинг
Повторение пройденного материала

64/9.
65/10.
66/11.
67/12.
68/13.

№
урока
1/1.
2/2.
3/3

4/4
5/5.
6/6
7/7.

8/8
9/9
10/10.

Плоское зеркало

§ 64, задание
§64
§65, №1305
§ 66, упр.
46(1,3,4)
§ 67, упр.47(13)

§ 68, упр.48
§ 69, упр.49
Повторить
§68,69
Повторить
§67-69
§ 70

Календарно-тематическое планирование, 9 класс
Дата
№ урока, тема
Законы движения и взаимодействия тел 23 ч.
Материальная точка. Система отсчета.
Система отсчета.

§ 1, упр.1-уст.

§ 2, 3, упр2.устно,
упр.3(1)
§ 2, 3, упр2.Перемещение.
Определение
координаты
устно,
движущегося тела.
упр.3(1)
Перемещение
при
прямолинейном
и § 4, упр.4
равномерном движении
Перемещение
при
прямолинейном
и § 4, упр.4
равномерном движении
Прямолинейное равноускоренное движение. § 5, упр.5(2, 3)
Ускорение
Прямолинейное равноускоренное движение. § 5, упр.5(2, 3)
Ускорение
Прямолинейное равноускоренное движение. § 5, упр.5(2, 3)
Ускорение
Скорость прямолинейного равноускоренного § 6, упр.6(2, 3)
Перемещение.
Определение
движущегося тела.

координаты

7/7.
11/11.

12/12

13/13

14/14.
15/15.
16/16.

17/17
18/18.
19/19.
20/20
21/21.

22/22.
23/23
24/24.

25/25
26/26

27/27

28/28.
29/29.

движения. График скорости
Перемещение
при
прямолинейном
равноускоренном движении
Перемещение тела при прямолинейном
равноускоренном движении без начальной
скорости
Перемещение тела при прямолинейном
равноускоренном движении без начальной
скорости
Лабораторная работа № 1 «Исследование
равноускоренного движения без начальной
скорости»
Относительность движения
Инерциальные системы отсчета. Первый закон
Ньютона

§ 7, упр.7(1, 2)
§ 8, упр.8(1)
§ 8, упр.8(1)
§ 8 повт. Решить
задачи №1446,
1451 из СБ.
§ 9, упр.9 (1-4)
§ 10, упр.10

§ 11, упр.11(2,
3)
§ 11, упр.11(2,
Второй закон Ньютона
3)
Третий закон Ньютона
§ 12, упр.12(3)
§ 13, упр.13(2,
Свободное падение тел
3)
§ 13, упр.13(2,
Свободное падение тел
3)
Движение тела, брошенного вертикально § 14, упр.14
вверх. Невесомость. Лабораторная работа №
2 «Измерение ускорения свободного паления»
Закон всемирного тяготения
§ 15, упр.15
Закон всемирного тяготения
§ 15, упр.15
Ускорение свободного падения на Земле и § 16, упр.16(1других небесных телах
4)
Ускорение свободного падения на Земле и § 16, упр.16(1других небесных телах
4)
Прямо и криволинейное движение. § 17, 18,
Движение тела по окружности с постоянной упр.17(1),18(1,
по модулю скоростью
4*)
Решение
задач
по
кинематике
на §19*,
равноускоренное и равномерное движение, упр.17(2),
законы Ньютона, движение по окружности с 18(5*), 19*(1)
постоянной по модулю скоростью
§ 20, упр.20(2,
Импульс тела. Закон сохранения импульса
4)
§ 21, упр.21(2,
Реактивное движение. Ракеты
4)
Второй закон Ньютона

30/30.

Вывод закона
энергии

сохранения

механической § 22, упр.22

Решение задач

31/31
Решение задач

32/32
33/33

34/1.
35/2.
36/3

Контрольная работа №1 по теме «Законы
движения и взаимодействия тел»
Механические колебания и волны. Звук
Анализ контрольной работы. Колебательное
движение. Свободные колебания
Величины, характеризующие. Колебательное
движение
Лабораторная работа № 3 «Исследование
зависимости периода и частоты свободных
колебаний маятника от длины его нити»

37/4.
Затухающие колебания. Вынужденные
колебания

38/5.
Резонанс

39/6.
40/7.
41/8
42/9
43/10.

Распространение колебаний в среде. Волны
Длина волны. Скорость распространения волн

45/12

§ 23, упр.23
§ 24, 25,
упр.24(2-5)
Решить задачи
№1777, 1780
из Сборника
§ 26, упр.25,
подготовить
презентацию
«Механически
е колебания в
природе, быту
и технике» (по
желанию)
§ 27, упр. 26,
Презентация
«Механически
й резонанс»
(по желанию
§ 28
§ 29, упр.27

Решение задач
Решение задач

Источники звука. Звуковые колебания

44/11.

Повторить §122

Высота, тембр и громкость звука
громкость звука

§ 30, упр.28,
подготовить
презентации
«Ультразвук»
и
«Инфразвук»
§ 31, упр.29

46/13
47/14.

48/15
49/16.

Распространение звука
Распространение звука. Звуковые волны
Отражение звука
Отражение звука. Звуковой резонанс

50/17
51/18
52/19
53/20.

54/1.
55/2.
56/3.

57/4
58/5

59/6
60/7.
61/8.

62/9
63/10.
64/11.

65/12
66/13
67/14.

§ 32,
упр.30(3,4,6)
§ 33, раздел
«Итоги
главы»

Решение задач
Решение задач
Решение задач

Контрольная работа № 2 по теме
«Механические колебания и волны. Звук»
Электромагнитное поле .
Анализ контрольной работы. Магнитное поле
Направление тока и направление линий его
магнитного поля
Обнаружение магнитного поля по его
действию на электрический ток. Правило
левой руки

§ 34, упр.31
§ 35, упр.32(13)
§ 36, упр.33

Решение задач

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. § 37, 38, 39,
Явление электромагнитной индукции
упр.34(1)
Решение задач

Лабораторная работа № 4 «Изучение Повторить §39
явления электромагнитной индукции»
Направление индукционного тока. Правило § 40, упр.37
Ленца
Решение задач

Явление самоиндукции
§ 41, упр.38
Получение
и
передача
переменного § 42, упр.39
электрического тока. Трансформатор
Решение задач

Электромагнитное поле. Электромагнитные § 43, 44,
волны
упр41(1)
Колебательный
контур.
Получение § 45, упр.42

электромагнитных колебаний
68/15.

Принципы радиосвязи и телевидения

69/16.
70/17.

Электромагнитная природа света
Преломление света. Физический смысл
показателя преломления. Дисперсия света.
Цвета тел

71/18.
Типы оптических спектров. Лабораторная
работа № 5 «Наблюдение сплошного и
линейчатого
спектров
испускания»
виртуальная

§46, упр.43,
доклад
«Развитие
средств и
способов
передачи
информации
на далёкие
расстояния с
древних
времён и до
наших дней»
§ 47
§ 48, 49, упр.
44(2,3),
45(1,3)
§ 50,
заполнить
таблицу
«Типы
оптических
спектров
испускания»
§ 51, раздел
«Итоги
главы»

72/19.

Поглощение и испускание света атомами.
Происхождение линейчатых спектров

73/20.

Контрольная работа
№ 3 по теме
«Электромагнитное поле»
Строение атома и атомного ядра 10 ч.
Анализ контрольной работы.
§ 52
Радиоактивность. Модели атомов

73/1.

74/2
75/3.
76/4.

77/5

Модели атомов. Опыт Резерфорда

Радиоактивные превращения атомных ядер
Экспериментальные методы исследования
частиц. Лабораторная работа № 6
«Измерение естественного радиационного
фона дозиметром»

§ 53, упр.46
§ 54

Открытие протона
Открытие нейтрона

78/6
79/8.

Открытие протона и нейтрона. Состав

§55, 56,

атомного ядра. Ядерные силы

упр.47, 48(4-6)

Решение задач

80/9
Изотопы

81/10
Альфа- и бета-распад. Правило смещения

82/11
Ядерные силы

83/12
84/13
Энергия связи. Дефект масс

§ 57, вопросы
после §
57(устно)

Деление ядер урана

85/14
Цепная реакция

86/15
87/16.

88/17.

Деление ядер урана. Цепная реакция.
§ 58.
Лабораторная работа № 7 «Изучение
деления ядра атома урана по фотографии
треков»
Ядерный реактор. Преобразование внутренней § 59, 60
энергии атомных ядер в электрическую
энергию. Атомная энергетика

89/18

Закон радиоактивного распада.

90/19

Биологическое действие радиации. Закон
радиоактивного распада. Термоядерная
реакция.

91/20.
Решение задач. Лабораторная работа № 8
«Оценка периода полураспада находящихся в
воздухе продуктов распада газа радона».
Лабораторная работа № 9 «Изучение треков
заряженных частиц по готовым фотографиям»
выполняется дома
Элементарные частицы.

92/21
Античастицы.

93/22
Решение задач.

94/23

§ 61, 62
Лабораторная
работа № 9
«Изучение
треков
заряженных
частиц по
готовым
фотографиям»
выполняется
дома. Раздел
«Итоги главы»

95/24.

96/1
97/2
98/3
99/4

Контрольная работа № 4 по теме «Строение
атома и атомного ядра. Использование
энергии атомных ядер»
Строение и эволюция Вселенной
Анализ контрольной работы. Состав, строение
и происхождение Солнечной системы
Большие тела Солнечной системы
Малые тела Солнечной системы
Строение, излучение и эволюция Солнца и
звезд

§ 63

Строение и эволюция Вселенной

§ 67, задания
после § 67,
раздел «Итоги
главы»

100/5

101/6
102/7

Итоговый мониторинг
Повторение

§ 64
§ 65
§ 66


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 02.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89501494074,89248323243

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».