МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Иркутской области Администрация муниципального образования "Братский район" МКОУ "Приреченская ООШ" РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом Директор Н.В. Комарова Протокол № 1 от «31» 08 2023 г. Приказ № 67/2 от «31» 08 2023 г. Рабочая программа учебного предмета «Технология» для учащихся 7 - 8 классов на 2023-2024 учебный год (базовый уровень) Предметная область: «технология» Разработала: учитель технологии Белова Г.П. 2022 г. Данная рабочая программа учебного предмета «Технология» для обучающихся 5-8 классов разработана на основе требований к результатам ООП ООО МКОУ «Приреченская ООШ» в соответствии с ФГОС ООО. Учебный предмет «Технология» реализуется через обязательную часть учебного плана. Рабочая программа «Технология» для обучающихся 67- 8 классов рассчитана на 170 часов (по 2 часа в неделю, в 7классах – 68 часов, 1 час в 8 классе - 34 часа), в соответствии с учебным планом МКОУ «Приреченская ООШ». Срок реализации программы – 2 год. Используемый УМК: Наименование Автор/авторск учебника ий коллектив Технология. В.Н. Правдюк Н.В. Синица, В.Д. Симоненко Технология. В.Н. Правдюк Н.В. Синица, В.Д. Симоненко Класс Издательство 7 Издательский центр «Вентана-граф» 2016 г. 8 Издательский центр «Вентана-граф» 2016 г. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала). 7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. 8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности). 9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности). МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7 класс 8 класс РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД 1. Умение совместно в микрогруппах/парах при 1. Умение индивидуально при сопровождении учителя определять цели сопровождении учителя определять цели обучения, ставить и формулировать новые обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, задачи в учебе и познавательной развивать мотивы и интересы своей деятельности, развивать мотивы и познавательной деятельности. интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: Обучающийся сможет: - анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; - анализировать существующие и планировать будущие образовательные - идентифицировать собственные проблемы и результаты; определять главную проблему; - идентифицировать собственные - выдвигать версии решения проблемы, проблемы и определять главную формулировать гипотезы, предвосхищать проблему; конечный результат; - выдвигать версии решения проблемы, - ставить цель деятельности на основе формулировать гипотезы, предвосхищать определенной проблемы и существующих конечный результат; возможностей; - формулировать учебные задачи как шаги - ставить цель деятельности на основе достижения поставленной цели деятельности; определенной проблемы и существующих - обосновывать целевые ориентиры и возможностей; приоритеты ссылками на ценности, указывая и - формулировать учебные задачи как шаги обосновывая логическую последовательность достижения поставленной цели шагов. деятельности; - обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. 2. Умение совместно в микрогруппах/парах при 2. Умение индивидуально при сопровождении учителя планировать пути сопровождении учителя планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, достижения целей, в том числе осознанно выбирать наиболее эффективные альтернативные, осознанно выбирать способы решения учебных и познавательных наиболее эффективные способы решения задач. Обучающийся сможет: учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: - определять необходимые действие(я) в - определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их - обосновывать и осуществлять выбор наиболее выполнения; эффективных способов решения учебных и - обосновывать и осуществлять выбор познавательных задач; наиболее эффективных способов решения - определять/находить, в том числе из учебных и познавательных задач; предложенных вариантов, условия для определять/находить, в том числе из выполнения учебной и познавательной задачи; предложенных вариантов, условия для - выстраивать жизненные планы на выполнения учебной и познавательной краткосрочное будущее (заявлять целевые задачи; ориентиры, ставить адекватные им задачи и - выстраивать жизненные планы на предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); - выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; - составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); - определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; - описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; -планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. 3. Умение совместно в микрогруппах/парах при сопровождении учителя соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: - определять и систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; - отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; - оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; - находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; - работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); - выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; - составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); - определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; - описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; - планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. 3. Умение индивидуально при сопровождении учителя соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: - определять и систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; - отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; - оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; - находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; - работая по своему плану, вносить продукта/результата; - устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; - сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. Умение совместно в микрогруппах/парах при сопровождении учителя оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: - определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; - анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; - свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; - оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; - обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; - фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; - устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; - сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. Умение индивидуально при сопровождении учителя оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: - определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; - анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; - свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; - оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; - обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; - фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. 5. Владение основами самоконтроля. Обучающийся сможет: - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки. - соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; - принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; - самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. 5. Владение основами осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки. - соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; - принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; - самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД 6. Умение определять понятия, создавать 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать классифицировать, самостоятельно основания и критерии для классификации, выбирать основания и критерии для устанавливать причинно-следственные связи, классификации, устанавливать причинностроить логическое рассуждение. Обучающийся следственные связи, строить логическое сможет: рассуждение, умозаключение - подбирать слова, соподчиненные ключевому (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и слову, определяющие его признаки и свойства; делать выводы. -выстраивать логическую цепочку, состоящую Обучающийся сможет: из ключевого слова и соподчиненных ему слов; - подбирать слова, соподчиненные - выделять общий признак двух или нескольких ключевому слову, определяющие его предметов или явлений и объяснять их сходство; признаки и свойства; - объединять предметы и явления в группы по - выстраивать логическую цепочку, определенным признакам, сравнивать, состоящую из ключевого слова и классифицировать и обобщать факты и явления; соподчиненных ему слов; - выделять явление из общего ряда других -выделять общий признак двух или явлений; нескольких предметов или явлений и - определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; - вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; - строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; - строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; - излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи. 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: -обозначать символом и знаком предмет и/или явление; - определять логические связи между предметами и/или явлениями. - создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией. - преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; - переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; - строить доказательство: прямое, косвенное, от объяснять их сходство; - объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; -выделять явление из общего ряда других явлений; - определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; -вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; - строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; - строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; - излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; - совместно с учителем указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации. 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: - обозначать символом и знаком предмет и/или явление; - определять логические связи между предметами и/или явлениями. - создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией. - преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; - строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; - переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из противного. 8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: - находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); - ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; - устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; -резюмировать главную идею текста; - преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный). 9. Формирование умения применять экологическое мышление в познавательной, коммуникативной, социальной практике. Обучающийся сможет: - определять свое отношение к природной среде; - анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; - выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. - проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; -прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; - распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды. 10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет: графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; - строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм. 8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: - находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); - ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; - устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; -резюмировать главную идею текста; - преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научнопопулярный, информационный); - совместно с педагогом и сверстниками критически оценивать содержание и форму текста. 9. Развитие умения применять экологическое мышление в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: - определять свое отношение к природной среде; - анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; - выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. - проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; - прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; - распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды. 10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет: - определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; - осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; - формировать множественную выборку из поисковых. - определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; - осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; - формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД 11. Умение организовывать учебное 11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с сотрудничество и совместную учителем и сверстниками; работать деятельность с учителем и сверстниками; индивидуально и в группе: находить общее работать индивидуально и в группе: решение и разрешать конфликты на основе находить общее решение и разрешать согласования позиций и учета интересов; конфликты на основе согласования формулировать, аргументировать и отстаивать позиций и учета интересов; свое мнение. формулировать, аргументировать и Обучающийся сможет: отстаивать свое мнение. - определять возможные роли в совместной Обучающийся сможет: деятельности; - определять возможные роли в - играть определенную роль в совместной совместной деятельности; деятельности; - играть определенную роль в совместной - принимать позицию собеседника, понимая деятельности; позицию другого, различать в его речи: мнение - принимать позицию собеседника, (точку зрения), доказательство (аргументы), понимая позицию другого, различать в его факты; гипотезы, аксиомы, теории; речи: мнение (точку зрения), - определять свои действия и действия партнера, доказательство (аргументы), факты; которые способствовали или препятствовали гипотезы, аксиомы, теории; продуктивной коммуникации; - определять свои действия и действия - строить позитивные отношения в процессе партнера, которые способствовали или учебной и познавательной деятельности; препятствовали продуктивной - корректно и аргументированно отстаивать коммуникации; свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать - строить позитивные отношения в контраргументы, перефразировать свою мысль процессе учебной и познавательной (владение механизмом эквивалентных замен). деятельности; - корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); - критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; - предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; - выделять общую точку зрения в дискуссии; - договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей. 12. Умение совместно в микрогруппах/парах при 12. Умение индивидуально осознанно при сопровождении учителя использовать речевые сопровождении учителя использовать средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: - определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; - отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; - высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; - принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; - создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; - использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; - использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; - делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: - определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; - отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; - высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; - принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; - создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; - использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; - использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; - делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. 13. Умение совместно в микрогруппах/парах при 13. Умение индивидуально при сопровождении учителем формировать и сопровождении учителем формировать и развивать компетентности в области развивать компетентности в области использования информационноиспользования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). коммуникационных технологий (далее – Обучающийся сможет: ИКТ). - целенаправленно искать и использовать Обучающийся сможет: информационные ресурсы, необходимые для - целенаправленно искать и использовать решения учебных и практических задач с информационные ресурсы, необходимые помощью средств ИКТ; для решения учебных и практических - использовать компьютерные технологии задач с помощью средств ИКТ; (включая выбор адекватных задаче - использовать компьютерные технологии инструментальных программно-аппаратных (включая выбор адекватных задаче средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций; -выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; - выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи. инструментальных программноаппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций; - выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; -выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; - использовать информацию с учетом этических и правовых норм. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7 класс Выпускник научится: - характеризовать автоматизацию производства на примере региона проживания, профессии, обслуживающие автоматизированные производства, приводит произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий; - следовать технологии, в том числе, в процессе изготовления субъективно нового продукта; - разрабатывать проект освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов; - способы приготовления песочного теста и изделий из него, способы определения готовности; - приготовление суфле, шарлоток, воздушных пирогов, холодных напитков; - консервировать фрукты и ягоды, готовить холодные напитки; - материалы и инструменты для вязания крючком, характеристику шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей, условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Выпускник получит возможность научиться: - оптимизации заданного способа (технологии) получения материального продукта (на основании собственной практики использования этого способа). - приготавливать песочное тесто и блюда из него, определять готовность; 8 класс Выпускник научится: - общие сведения о полезном и вредном воздействии микроорганизмов на пищевые продукты, источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека, о пищевых инфекциях, заболеваниях; - правила поведения за столом и приёма гостей; - сведения о блюдах национальной кухни и кулинарных традициях мира; - консервировать фрукты и ягоды, готовить холодные напитки; - историю возникновения вышивки, композиционное построение узоров; - материалы и инструменты для вязания, характеристику шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей, условные обозначения, применяемые при вязании на спицах домашнюю экономику, доходы и расходы семьи, цены на товары и услуги, качество товаров и услуг, их влияние на спрос и цены; - роль комнатных растений в интерьере квартиры. Основные виды комнатных растений; - основные инструменты и приспособления для ремонта и отделки помещений, виды отделочных работ; - виды и назначение автоматических устройств, автоматические устройства в бытовых электроприборах, простейшие схемы устройств автоматики, влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека, профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств. Выпускник получит возможность научиться: - оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах, порезах; - готовить блюда национальной кухни; - использовать технику аппликации на ткани, симметрии и композиции в работе, выполнять эскизы, подбирать материалы и инструменты; - вышивать по схеме, выполнять творческий проект; - подбирать спицы в зависимости от качества и толщины нити, вязать на двух и пяти спицах, набирать петли, убавлять, прибавлять и закрывать петли, вязать двумя нитками разной толщины, выполнять образцы и изделия в технике вязания на спицах; - рационально рассчитывать бюджет семьи, рассчитывать стоимость минимальной потребительской корзины; - ухаживать за комнатными растениями; - применять полученные знания на практике; - пользоваться бытовыми электроприборами; - излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7 класс Раздел Технологии растениеводства Выращивание плодовых и ягодных культур Основные виды и сорта ягодных растений своего региона, их классификация. Технология выращивания ягодных кустарников. Строение плодового дерева. Правила безопасного труда при уходе за плодовыми деревьями. Профессии, связанные с выращиванием плодовых растений. Технология размножения ягодных кустарников черенками, отводками. Практические работы. Отбор посадочного материала и посадка ягодных кустарников, уход за плодовыми деревьями и подготовка к зиме: очистка штамба, перекопка приствольных кругов с внесением удобрений, влагозарядный полив, выбор способа защиты штамбов от повреждений грызунами. Варианты объектов труда. Малина, смородина, крыжовник. Весенние работы Выращивание плодовых и ягодных культур Выполнение основных приемов ухода за растениями. Вредители и болезни ягодных кустарников и земляники. Основные виды минеральных удобрений, правила их внесения. Правила безопасного труда при работе с удобрениями и средствами защиты растений. Охрана окружающей среды от возможных последствий применения удобрений и средств защиты растений. Профессии, связанные с выращиванием растений и их защитой. Практические работы. Подвязка и укорачивание стеблей малины, удобрение и обработка почвы вокруг кустарников, пригибание и прикапывание стеблей кустарников для получения отводков, визуальная оценка пораженности кустарников и необходимости в проведении мероприятий по борьбе с болезнями и вредителями, выбор способов защиты растений. Варианты объектов труда Земляника, малина, смородина, крыжовник. Раздел «Кулинария» Тема «Блюда из кисломолочных продуктов Теоретические сведения. Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Условия и сроки хранения кисломолочных продуктов. Технология приготовления блюд из кисломолочных продуктов. Требования к качеству готовых блюд. Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление блюд из творога. Тема «Мучные изделия» Теоретические сведения. Понятие «мучные изделия». Инструменты и приспособления. Продукты для приготовления мучных изделий. Технология приготовления пресного, бисквитного, слоёного, песочного теста и выпечки мучных изделий. Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление кондитерских изделий из пресного теста. Исследование качества муки. Анализ домашней выпечки. Тема «Сладкие блюда» Теоретические сведения: Виды сладких блюд и напитков: компоты, кисели, желе, муссы, суфле. Их значение в питании человека. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу. Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление сладких блюд. Тема « Сервировка сладкого стола» Теоретические сведения. Сервировка сладкого стола. Набор столового белья, приборов и посуды. Подача кондитерских изделий и сладких блюд. Лабораторно-практические и практические работы. Сервировка сладкого стола. Составление букета из конфет и печенья. Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» Тема: Свойства текстильных материалов Теоретические сведения. Производство текстильных материалов из химических волокон. Виды и свойства тканей из химических волокон. Виды нетканых материалов из химических волокон. Профессия оператор в производстве химических волокон. Лабораторно-практические и практические работы. Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон. Тема: Конструирование швейных изделий Теоретические сведения. Понятие о плечевой одежде. Понятие об одежде с цельнокроеным и втачным рукавами. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовления плечевой одежды. Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мерок для построение чертежа швейного изделия с цельнокроеным рукавом. Тема: Моделирование одежды Теоретические сведения. Понятие о моделировании одежды. Моделирование формы выреза горловины. Профессия художник по костюму. Лабораторно-практические и практические работы. Моделирование выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки изделия к раскрою.. Тема «Швейная машина» Теоретические сведения. Приспособления к швейной машине для потайного подшивания, обмётывания петель, пришивания пуговицы, притачивания потайной застёжки-молнии и окантовывания среза бейкой. Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление образцов косой бейки, состоящей из двух частей; окантовочного шва; подшивания потайным швом, обмётывания петли, пришивания пуговицы, окантовывания среза бейкой с помощью приспособлений к швейной машине. Раздел Рукоделие. Теоретические сведения. Материалы для вязания крючком. Правила подбора крючка в зависимости от вида изделия и толщины нити. Основные виды петель при вязании крючком Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу. Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий Лабораторно-практические и практические работы. Вывязывание полотна из столбиков без накида несколькими способами. Выполнение плотного и ажурного вязания по кругу. Тема «Художественные ремёсла» Теоретические сведения. Отделка швейных изделий вышивкой. Материалы и оборудование для вышивки. Приемы подготовки ткани и ниток к вышивке. Приёмы закрепления нитки на ткани. Технология выполнения прямых, петельных, крестообразных и косых ручных стежков. Материалы и оборудование для вышивки атласными лентами. Закрепление ленты в игле. Швы, используемые в вышивке лентами. Оформление готовой работы. Профессия вышивальщица. Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение образцов швов прямыми, петлеобразными, петельными, крестообразными и косыми стежками. Выполнение образца вышивки атласными лентами. Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» Тема «Исследовательская и созидательная деятельность» Теоретические сведения. Цель и задачи проектной деятельности в 7 классе. Составные части годового творческого проекта семиклассников. Практические работы. Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства». Творческий проект по разделу «Технологии обработки конструкционных материалов». Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов». Творческий проект по разделу «Кулинария». Составление портфолио и разработка электронной презентации. Презентация и защита творческого проекта. Варианты творческих проектов: «Декоративная рамка для фотографий», «Кухонная доска», «Аксессуар для летнего отдыха», «Приготовление сладкого стола» и др. 8 класс Раздел Основы ведения домашнего хозяйства Элементы домашней экономики Основные теоретические сведения Экономические функции семьи. Понятие «домашняя экономика». Источники доходов семьи. Особенности семейной предпринимательской деятельности. Бюджет семьи. Практические работы. Описание источников, из которых складываются доходы семьи. Составление перечня товаров и услуг, которые могла бы производить семья. Составление бюджета семьи на 1 месяц. Расчет затрат на приобретение необходимых вещей к началу учебного года. Варианты объектов труда: рабочая тетрадь, инструкционные карты. Как правильно делать покупки Основные теоретические сведения Штриховой код потребительского товара, правила его расшифровки. Основные правила определения качества продуктов (колбасы, молочные продукты, фрукты, овощи, мясо, птица, рыба). Практические работы. Расшифровка штриховых кодов, определение качества предложенных продуктов по внешнему виду. Варианты объектов труда: упаковки товаров, штриховые коды, продукты питания по выбору учителя. Раздел Кулинария. Технология обработки пищевых продуктов Секреты консервной банки Основные теоретические сведения Причины порчи продуктов, способы их сохранения. История возникновения кон сервов. Определение срока хранения консервов по шифру на крышках банок. Ассортимент блюд с использованием консервов. Практические работы. Приготовление блюд с использованием консервов по выбору учащихся. Варианты объектов труда: салаты и бутерброды с использованием консервированных продуктов. Быстрый супчик Сервировка стола к обеду Основные теоретические сведения Классификация супов в зависимости от состава и технологии приготовления на за правочные, молочные, супы-пюре, прозрачные, холодные и сладкие. Практические работы. Приготовление супов по выбору учащихся. Варианты объектов труда: супы. Десерт Основные теоретические сведения Понятие «десерт». Продукты для приготовления сладких блюд. Горячие и холодные сладкие блюда, сроки хранения. Сервировка стола при подаче десерта. Практические работы. Приготовление блюд из фруктов по выбору учащихся. Варианты объектов труда: фруктовые салаты, фруктовые шашлычки, коктейли. Раздел Художественная обработка материалов Изготовление аксессуаров для дома Основные теоретические сведения Наиболее распространенные виды рукоделия: аппликация, ручная вышивка, вязание крючком, лоскутное шитье, батик, мягкая игрушка, макраме, аппликация из соломки, плетение на раме. Технология изготовления изделий с использованием различных видов рукоделия. Практические работы. Изготовление изделий с использованием различных видов рукоделия. Варианты объектов труда: тапочки, чехлы, сплетенные на раме, для табурета, чехлы на диванные подушки, комплекты для кухни с использованием техники лоскутного шитья и вышивки, декоративные панно, каркасная и бескаркасная мягкие игрушки. Раздел «Электротехника» Тема: Бытовые электроприборы. Теоретические сведения. Применение электрической энергии в промышленности, на транс-порте и в быту. Электронагревательные приборы, их характеристики по мощности и рабочему напряжению. Виды электронагревательных приборов. Электрическая и индукционная плиты на кухне: принцип действия, правила эксплуатации. Преимущества и недостатки. Пути экономии электрической энергии в быту. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами. Устройство и принцип действия электрического фена для сушки волос. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников и стиральных машин-автоматов, электрических вытяжных устройств. Электронные приборы: телевизоры, музыкальные центры, компьютеры, часы и др. Сокращение срока их службы и поломка при скачках напряжения. Способ защиты приборов от скачков напряжения. Лабораторно-практические и практические работы. Оценка допустимой суммарной мощности электроприборов, подключаемых к одной розетке и в квартирной (домовой) сети. Исследование соотношения потребляемой мощности и силы света различных ламп. Ознакомление с устройством и принципом действия стиральной машины-автомата, электрического фена. Изучение способов защиты электронных приборов от скачков напряжения. Тема: Электромонтажные и сборочные технологии Теоретические сведения. Общее понятие об электрическом токе, силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приёмников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и о её принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Приёмы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы с электроустановками, при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ. Лабораторно-практические и практические работы. Чтение простой электрической схемы. Тема: Электротехнические устройства с элементами автоматики Теоретические сведения. Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Подключение бытовых приёмииков электрической энергии. Работа счётчика электрической энергии. Способы определения расхода и стоимости электрической энергии. Возможность одновременного включения нескольких бытовых приборов в сеть с учётом их мощности. Пути экономии электрической энергии. Устройство и принцип работы бытового электрического утюга с элементами автоматики. Влияние электротехнических и электронных приборов на здоровье человека. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств. Лабораторно-практические и практические работы. Изучение схем квартирной электропроводки. Определение расхода и стоимости электроэнергии за месяц. Ознакомление с устройством и принципом работы бытового электрического утюга с элементами автоматики. Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение» Тема: Сферы производства и разделение груда Теоретические сведения. Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Влияние техники и технологий на виды, содержание и уровень квалификации труда. Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника. Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с деятельностью производственного предприятия. Анализ структуры предприятия и профессионального разделения труда. Тема Профессиональное образование и профессиональная карьера Теоретические сведения. Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы индустриального производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Специальность, производительность и оплата труда. Классификация профессии. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Профессиональные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности к выбранному виду профессиональной деятельности. Мотивы и ценностные ориентации самоопределения. Источники получения информации о профессиях, путях и уровнях профессионального образования. Профессиограмма и психограмма профессии. Выбор по справочнику профессио нального учебного заведения, характеристика условий поступления в него и обучения там. Возможности построения карьеры и профессиональной деятельности. Здоровье и выбор профессии. Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми профессиями. Ознакомление с про-фессиограммами массовых для региона профессий. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда. Поиск информации в различных источниках, включая Интернет, о возможностях получения профессионального образования. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства. Составление плана физической подготовки к предполагаемой профессии. Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» Тема: Исследовательская и созидательная деятельность Теоретические сведения. Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования. Банк идей. Реализация проекта. Оценка проекта. Практические работы. Обоснование темы творческого проекта. Поиск и изучение информации по проблеме, формирование базы данных. Разработка нескольких вариантов решения проблемы, выбор лучшего варианта и подготовка необходимой документации с использованием компьютера. Выполнение проекта и анализ результатов работы. Оформление пояснительной записки и проведение презентации. Варианты творческих проектов: «Семейный бюджет», «Бизнес-план семейного предприятия», «Дом будущего», «Мой профессиональный выбор» и др. Тематическое планирование. 7 класс № урока Тема Кол-во часов Осенние работы плодоводстве. Краткая характеристика плодовых и ягодных растений. Строение плодовых растений. Закладка плодового сада. Размножение плодовых и ягодных растений. Практическая работа на пришкольном участке. Уход за плодовыми и ягодными культурами. Обрезка плодовых деревьев и ягодных кустарников. Физиология питания. Мясо и мясные продукты. Кисломолочные продукты. Приготовление блюд из кисломолочных продуктов. Заготовка продуктов. Значение фруктов и ягод в питании человека. Мучные изделия. Приготовление изделий из пресного теста. Итоговый урок по кулинарии. Обобщение и систематизация знаний по теме «Кулинария» Этапы выполнения творческого проекта. 1 Практическая работа «Разработка банка идей» Техники выполнения изделий из ткани. 1 1 25. Практическая работа «Эскиз изделия» Технология изготовления выбранного изделия Практическая работа «Разработка технологической карты» Изготовление изделия 26. 27. 28. 29. 30. 31. Практическая работа «Изготовление изделия» Художественное оформление изделия Практическая работа «Отделка изделия» Экономическое обоснование проекта. Защита проекта Элементы материаловедения. 1 32. Технология производства тканей из искусственных волокон. 1 33. Конструирование швейных изделий. 1 34. Моделирование швейных изделий. 1 35. Основные швейные операции выполняемые вручную. 1 36. Практическая работа. Выполнение ручных стежков. 1 37. Машиноведение. Приспособление к швейной машине. 1 38. Применение зигзагообразной строчки. 1 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 39. Машинные операции и швы. 1 40. Выполнение машинных швов. 1 41. Технология пошива изделия из ткани. 1 42. Изготовление изделия из ткани 1 43. Отделка швейных изделий вышивкой. Материалы и оборудование для вышивки. Приемы подготовки ткани и ниток к вышивке. Приёмы закрепления нитки на ткани. Технология выполнения прямых, петельных, крестообразных и косых ручных стежков. Материалы и оборудование для вышивки атласными лентами. Практическая работа. Выполнение вышивки. Практическая работа. Оформление готовой работы. Вязание крючком. Инструменты и материалы. Основные виды петель. Вязание полотна рядами. Условные обозначения. Раппорт узора. Вязание по кругу. Ажурное вязание по кругу. Творческие проекты. Тематика и оценка проектов. Технология выполнения изделия Изготовление проектов. Экономическое и экологическое обоснование творческого проекта. Выполнение проекта. Обрезка плодовых деревьев и ягодных кустарников. Удобрение и обработка почвы весной. Рыхление почвы летом. Полив и подкормка плодовых деревьев. Плодовый питомник. Структура и назначение плодового питомника. Приемы выращивания культурных растений. 1 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование. 8 класс № урока Тема раздела, урока Кол-во часов 1 26. Семья как экономическая ячейка общества. Предпринимательство в семье. Потребности семьи. Доходная часть семейного бюджета. Бюджет семьи. Информация о товарах. Расходы семьи. Расходы на питание. Секреты консервной банки. Приготовление блюд с консервами. Традиционные блюда русской национальной кухни. Быстрый супчик. Классификация супов. Сервировка стола к обеду. Приготовление обеда. Десерт. Приготовление десерта. Художественное творчество. Художественная вышивка. Ручная вышивка. Вязание на спицах. Вязание на спицах. Основные петли. Вязание крючком. Вязание крючком. Основные петли. Аппликация. Аппликация из соломки. Электрическая энергия – основа современного технического прогресса. 27. Электрический ток и его использование. 1 28. Электричество в нашем доме. 1 29. Принципиальные и монтажные электрические цепи. 1 30. Параметры потребителей электрической энергии 1 31. 1 32. Параметры источника электроэнергии. Потребители электрической энергии. Сферы производства и разделение труда 33. Технология профессионального выбора. 1 34. Профессиограмма и психограмма профессии. 1 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1