Рабочая программа Юный биолог 5-9 классы

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ПРИРЕЧЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1
от «31» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ
«Приреченская ООШ»
___________/Комарова Н.В./
Приказ №67/2
от «31» августа 2023 г.

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Юный биолог»
для учащихся 5 - 9 классов
на 2023-2024учебный год

Программу разработала:
Учитель биологии Ильина Н.А.

2023г.

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования,
основной образовательной программы МКОУ «Приреченская ООШ».
Программа рассчитана на 34 часов, в объеме 1 часа в неделю.
Цели программы:
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом
(формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения
экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к
личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание
активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость
рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
Содержание программы предполагает
следующие виды деятельности:
познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностноориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции,
тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной
деятельности:
Личностные:
 развитие интеллектуальных и творческих способностей;
 воспитание бережного отношения к природе, формирование
экологического сознания;
 признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
 развитие мотивации к получению новых знаний;
 ответственного отношения к учению, труду;
 целостного мировоззрения;
 осознанности и уважительного отношения к одноклассникам, другим
людям;
 коммуникативной компетенции в общении; основ экологической
культуры

Метапредметные результаты:
Регулятивные:
 Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;
 Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
Познавательные:
 Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
 Выявлять причины и следствия простых явлений;
 Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
 Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
 Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
 Определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
Коммуникативные:
 В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
 Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
 Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
 Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми
иных позиций.
Предметные:
 понимать смысл биологических терминов;
 знать сущность биологических процессов;
 объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого
ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль
человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей
среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у
человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных
привычек на здоровье человека;
 выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья
человека,
 анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды,
факторов риска на здоровье человека;
 проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте
книг, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных
изданиях и Интернет-ресурсах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
 соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов;
ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

 оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах

животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях;
спасении утопающего;
 рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил
поведения в окружающей среде;
 проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Содержание учебного курса внеурочной деятельности
I. Введение. Что такое биология? (2ч)
Что изучает биология. Зачем нам нужно изучать биологи. Биологические науки.
II. Природные комплексы нашей местности. (10 ч)
Сезонные изменения в природе. Природные комплексы родного края.
Растительный и животный мир Иркутской области. Искусственные сообщества
растений и животных. Природа и человек. Экологические проблемы родного
края. Особо охраняемые природные объекты и заповедные объекты Иркутской
области. Охрана природных комплексов. Заповедники.
Экскурсия «Наблюдения за сезонными изменениями в живой и неживой
природе».
Точка роста: Использование оборудования. Практические работы: «Природные
комплексы родного края», «Экологическое исследование школьной
территории».
III. Среда обитания человека. (6ч)
Современное состояние природной среды. Экологические проблемы биосферы.
Атмосфера – внешняя оболочка биосферы. Загрязнение атмосферы. Воздух,
которым мы дышим. Вода – основа жизненных процессов в биосфере.
Загрязнение природных вод. Вода, которую мы пьем. Почва – биокосная
система. Загрязнение почвы. Радиоактивность в биосфере.
Точка роста: Использование оборудования. Практические работы:
«Определение загрязнённости воздуха школьных помещений», «Определение
качества водопроводной воды на основе ее физических свойств»
IV. Дом, в котором мы живем. (3ч)
Вопросы экологии в современных квартирах. Санитарно-гигиеническая оценка
жилого помещения. Экология комнатных растений.
Точка роста: Использование оборудования. Практические работы: «Санитарногигиеническая оценка жилого помещения»
V . Здоровье человека - основа жизни. (9ч)
Вредное влияние наркотических веществ на организм ребенка. Мы за здоровый
образ жизни. Инфекционные болезни человека. Влияние звуков на человека.
Питание и здоровье человека. Пищевые добавки, их значение и влияние на
организм человека. Рациональное питание. Экологически чистые продукты.
Жевательная резинка: за и против. Неожиданные встречи с ядами. Оказание

первой помощи при отравлениях. Ландшафт как фактор здоровья. Компьютер и
здоровье.
Диспут «Что вы вкладываете в понятие здоровый образ жизни?»
Точка роста: Использование оборудования. Практические работы: «Что нужно
знать при покупке продуктов питания», «Изучение состава продуктов питания».
VI. Отходы как источник загрязнения окружающей среды. (4 ч)
Что ты знаешь о бытовых отходах? (Анкетирование). Борьба с мусором глобальная проблема человечества. Рациональное использование и утилизация
твёрдых бытовых отходов.
Точка роста: Использование оборудования. Практическая работа: « Оценка
экологического состояния контейнера для мусора в школьном дворе»,
«Экологический десант».

Тематическое планирование
№
п/п

Тема занятия

1.

Введение (2ч)
Что изучает экология. Зачем нам нужно
изучать экологию.

2.

Экологические науки. «Экологический
манифест» Н.Ф. Реймерса.

Вид деятельности

Лекция
Обсуждение манифеста.
Написание своего
экологического манифеста

Природные комплексы нашей местности (10ч)
3.

Сезонные изменения в природе

Экскурсия «Наблюдения за
сезонными изменениями в живой
и неживой природе»
Практическая работа.
Использование цифрового
оборудования
Беседа. Просмотр презентаций

4.

Природные комплексы родного края

5.

Растительный мир Иркутской области.

6.

Животный мир Иркутской области.

7.

Искусственные сообщества растений и животных. Практическая работа.
Использование цифрового
оборудования

8.

Природа и человек

9.

Экологические проблемы родного края

Беседа. Просмотр презентаций

Викторина. Составление
кодекса поведения в природе
Деловая игра «Угроза живому на
Земле»

10. Экологическое исследование школьной
территории
11. Особо охраняемые природные объекты родного
края
12. Заповедники
Среда обитания человека (6ч)
состояние
природной
среды.
13. Современное
Экологические проблемы биосферы.
14. Атмосфера – внешняя оболочка биосферы.
Загрязнение атмосферы
15. Воздух, которым мы дышим

16. Вода – основа жизненных процессов в биосфере.
Загрязнение природных вод
17. Вода, которую мы пьём.

18. Почва – биокосная система. Загрязнение почвы.
Радиоактивность в биосфере
Дом, в котором мы живем (3ч)
19. Вопросы экологии в современных квартирах
20. Санитарно-гигиеническая оценка жилого
помещения
21. Экология комнатных растений.

Практическая работа.
Использование цифрового
оборудования
Выступления уч-ся. Просмотр
презентаций
Просмотр кинофильма
Лекция
Беседа
Практическая работа
Использование цифрового
оборудования
«Определение загрязнённости
воздуха школьных помещений»
Просмотр кинофильма
Практическая работа
Использование цифрового
оборудования «Определение
качества водопроводной воды на
основе ее физических свойств»
Проведение радиометрии
Использование цифрового
оборудования
Лекция с элементами беседы
Практическая работа
Использование цифрового
оборудования
Инвентаризация комнатных
растений

Здоровье человека – основа жизни (9ч)
22. Вредное влияние наркотических веществ на
организм ребенка
23. Мы за здоровый образ жизни

Анкетирование. Диспут «Что вы
вкладываете в понятие здоровый
образ жизни?»
Конкурс рисунков «Вредным
привычкам – нет!». Выставка
рисунков

24. Инфекционные болезни человека
25. Влияние звуков на человека

26. Питание и здоровье человека. Пищевые добавки,
их значение и влияние на организм человека.

27. Рациональное питание. Экологически чистые
продукты. Жевательная резинка: за и против

28. Неожиданные встречи с ядами. Оказание первой
помощи при отравлениях.
29. Ландшафт как фактор здоровья

30. Компьютер и здоровье.

Выступления уч-ся презентации
Практическая работа
Использование цифрового
оборудования
Устный журнал.
Использование цифрового
оборудования. Практическая
работа «Что нужно знать при
покупке продуктов питания»
Использование цифрового
оборудования. Практическая
работа «Изучение состава
продуктов питания» (по
этикеткам)
Беседа
Практическая работа
Использование цифрового
оборудования
Диспут

Отходы как источник загрязнения
окружающей среды (4ч)
31. Что ты знаешь о бытовых отходах?
32. Борьба с мусором - глобальная проблема
человечества
33. Рациональное использование и утилизация
твёрдых бытовых отходов»
34. Очистим мир от мусора

Анкетирование. Дискуссия
Групповой проект «Мусор,
сдавайся!»
Выставка поделок «Вторая жизнь
мусора»
Экологический десант


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 02.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89501494074,89248323243

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».