ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ПРИРЕЧЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от «31» августа 2023 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Приреченская ООШ» ___________/Комарова Н.В./ Приказ №67/2 от «31» августа 2023 г. Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный химик» для учащихся 8 - 9 классов на 2023-2024 учебный год Программу разработала: Учитель биологии Ильина Н.А. 2023г. Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы МКОУ «Приреченская ООШ». Программа внеурочной деятельности «Юный химик» предназначена для учащихся 5-9-х классов, проявляющих интерес к изучению естественных наук. Нормативный срок изучения курса составляет 5 лет (34 часа в год (33 часа в 9 классе), всего 169 часа, из них 10 часов – резервное время). Курс состоит из следующих модулей: «Химия вокруг нас» (57 класс); «Химия в расчётах и превращениях» (8-9 класс). Цель: формирование у учащихся опыта химического исследования, исследовательского поведения, формирование положительной мотивации к обучению, опыта самореализации и коллективного взаимодействия на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии. Задачи курса: 1) формирование знаний, умений, компетенций при решении основных типов задач по химии, 2) формирование практических умений и навыков, компетенций при решении разнообразных экспериментальных задач; 3) повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов, образующих химическую науку; 4) создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов и родителей; 5) формирование исследовательского поведения, содействие в профориентации школьников, расширение профессионального кругозора, эрудиции, повышение общего уровня образованности и культуры. Разработка модулей осуществлена с учетом возрастных особенностей учащихся. Основная масса учащихся 12-14 лет в связи с их возрастными особенностями и небольшой подготовкой по химии не интересуются сложными химическими опытами. Их занимает не столько подготовка опыта и его сущность, сколько результаты в виде взрыва, вспышки, выпадения осадка, изменения цвета вещества и т.д. Задача состоит в том, чтобы с помощью занимательных опытов поднять у учащихся интерес к внешним эффектам опыта, но постепенно их увлекает и техника подготовки эксперимента. На несложных, но занимательных опытах учащиеся изучают методику и технику химического эксперимента, начинают понимать внутренние процессы, проходящие на разных его стадиях, заинтересуются химией как наукой. Модуль «Химия вокруг нас» позволяет познакомить учащихся 5-6 классов с возможностями химии, ее доступности и значимости в повседневной жизни. Предлагаемый курс ориентирован на знакомство с химическими явлениями, встречающихся в быту, свойствами веществ, которые стоят дома на полках и в аптечке. В рамках этого модуля начинается формирование навыков проведения химического эксперимента и начальных исследований. Модуль «Химия вокруг нас» для учащихся 7 класса является интегративным курсом, который ориентирует на системное изучение первоначальных химических понятий, раскрывает необходимость изучения химии во взаимосвязи с предметами естественнонаучного цикла (биология, физика, география), гуманитарного (литература, история, искусство) и прикладного (математика). Теоретические знания формируются на основе химического эксперимента, его обработки и осмысления. В 8-9 классах химия изучается системно как учебная дисциплина. На данном этапе учащимся предлагается модуль «Химия в расчётах и превращениях», основная цель которого - формирование устойчивого познавательного интереса учащихся к изучению химии путем включения в активную экспериментальную и исследовательскую деятельность. Курс имеет четко выраженную практическую направленность и реализуется на основе практических форм и методов организации занятий: познавательно-трудовые упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторные работы, моделирование и конструирование. В рамках модуля обучающиеся приобретают новые и совершенствую полученные на уроках теоретические знания; развивают общеучебные и специальные химические умения и навыки. Особое внимание уделяется формированию навыков научного исследования учащихся. Формирование опыта самостоятельной творческой деятельности учащихся в данном курсе решается с помощью такой типовой задачи, как кейс-технологии. Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Сущность кейс-метода состоит в том, что учащимся предлагается решить предложенный учителем кейс, который представляет собой описание конкретной ситуации (случая), процесса или явления. Кейс –это введение в некую проблему или постановка противоречия, сложившихся в реальной практике или построенных на реальных фактах. Решение кейса предполагает осуществление ряда операций:от анализа предложенной ситуации до формулирования и представления оптимального ее решения. Планируемые результаты освоения курса Личностные 1) в ценностно-ориентационной сфере: чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; 2) в трудовой сфере: готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; 3) в познавательной сфере: умение управлять своей познавательной деятельностью; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; Метапредметные 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательны задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 5) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии делать выводы; 6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Предметные В познавательной сфере: давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «валентность», «степень окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «основания», «соли», «химическая реакция», «химическое уравнение», описать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты; описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции; классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; моделировать строение атомов элементов. Выпускники научатся: 1) описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; 2) характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинноследственные связи между данными характеристиками вещества; 3) раскрывать смысл основных химических понятий «атом»,«молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии; 4) изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений; 5) вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости; 6) сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли; 7) пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой; 8) проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; 9) различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами. Содержание курса внеурочной деятельности 8класс Тема 1. Как устроены вещества? Введение. Занимательная химия. Оборудование и вещества для опытов. Правила безопасности при проведении опытов. Опыты, доказывающие движение и взаимодействие частиц. Наблюдения за каплями воды. Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде. Точка роста: применение цифрового оборудования Лабораторные опыты: - Знакомство с химической посудой. - Приемы обращения с лабораторным оборудованием. - Капли чернила в воде. - Диффузия Тема 2. Признаки химических реакций Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет? Определение жесткости воды. Получение мыла. Домашняя химчистка. Как удалить пятна? Как удалить накипь? Чистим посуду. Кукурузная палочка – адсорбент. «Внимание, коррозия…". Опыты с желатином. Акварельные краски. Окрашиваем нити. Катализаторы и природные ингибиторы. Точка роста: применение цифрового оборудования Лабораторные опыты: - Определение жесткости воды - Адсорбция запахов - Получение желатина - Химический художник Тема 3. Сладкие превращения на кухне Сахара. Домашние леденцы. Почему неспелые яблоки кислые? Получение крахмала и опыты с ним. Съедобный клей Точка роста: применение цифрового оборудования Лабораторные опыты: - Получение домашних леденцов - Получение крахмала и опыты с ним Тема 4. Исследование продуктов Практикум -исследование. «Пагубное влияние чипсов на здоровье человека». Практикум исследование «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?» Практикумисследование «Влияние газированных напитков на здоровье человека». Практикум исследование «Полезные свойства чая». Точка роста: применение цифрового оборудования Лабораторные опыты: - Растворение жевательной резинки - Получение домашней газировки - Исследование чая Тема 5. Экологические исследования Изучаем пыль. Определение нитратов в овощах. Фильтруем загрязненную воду. Кислотные дожди. Точка роста: применение цифрового оборудования Лабораторные опыты: - Качественные реакции на нитраты - Способы очистки воды - Определение рН осадков Содержание курса внеурочной деятельности 9 класс Тема 1. Вещества вокруг нас Вещество, физические свойства веществ. Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей. Вода - многое ли мы о ней знаем? Вода пресная и морская. Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание. Питьевая сода. Свойства и применение. Чай, состав, свойства, физиологическое действие на организм человека. Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Стиральные порошки и другие моющие средства. Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Можно ли самому изготовить духи? Многообразие лекарственных веществ. Какие лекарства мы обычно можем встретить в своей домашней аптечке? Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Перекись водорода. Свойства перекиси водорода. Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Крахмал, его свойства и применение. Образование крахмала в листьях растений. Маргарин, сливочное и растительное масло, сало. Чего мы о них не знаем? Растительные и животные масла. Точка роста: применение цифрового оборудования Лабораторные опыты: - Необычные свойства таких обычных зелёнки и йода. - Свойства крахмала. - Свойства растительного и сливочного масел. - Изготовление духов - Свойства мыла - Очистка воды - Свойства питьевой соды. Тема 2. Космос вокруг нас. Химический состав атмосферы. Химический состав литосферы. Химический состав гидросферы. Точка роста: применение цифрового оборудования Лабораторные опыты: - Качественный состав воздуха - Получение кислорода - Изучение почвы - Качественный анализ воды Тема 3. Превращения веществ Явления физические и химические. Признаки химических реакций. Сравнение внешних проявлений физических и химических процессов. Понятие об индикаторах. Исследование индикаторных свойств различных отваров и настоев. Точка роста: применение цифрового оборудования Лабораторные опыты: - Занимательные опыты - Выращивание кристалла - Природные индикаторы - Качественные реакции на кислоты и щелочи Тема 4. Химические реакции в растворах Растворение как физико-химический процесс. Условия осуществления процесса диссоциации; диссоциация в растворах и расплавах; роль растворителя в процессе диссоциации. Качественные реакции на важнейшие катионы и анионы. Химические свойства и способы получения оснований. Химические свойства и способы получения кислот. Химические свойства и способы получения солей. Точка роста: применение цифрового оборудования Лабораторные опыты: - Реакции в растворах - Цветные реакции Тематическое планирование 8 класс № урока Тема 1 2 3 4 5 Введение Занимательная химия Оборудование и вещества для опытов Правила безопасности при проведении опытов Опыты, доказывающие движение и взаимодействие частиц 6 Наблюдения за каплями воды 7 Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде 8 9 10 Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет? Определение жесткости воды 11 12 Домашняя химчистка Как удалить пятна? Количес Использ тво ование часов оборудо вания Точка роста 1 1 1 1 1 Цифрова я лаборат ория 1 Электро нный микроск оп 1 Цифрова я лаборат ория 1 1 1 Цифрова я лаборат ория 1 1 13 Как удалить накипь? 1 14 Чистим посуду 1 15 Кукурузная палочка – адсорбент 1 16 17 «Внимание, коррозия…" Опыты с желатином 1 1 18 19 Акварельные краски Окрашиваем нити 1 1 20 Катализаторы и природные ингибиторы 1 Цифрова я лаборат ория Цифрова я лаборат ория 21 Сахара 1 22 Домашние леденцы 1 23 Почему неспелые яблоки кислые? 1 24 Получение крахмала и опыты с ним 1 25 26 Съедобный клей Практикум -исследование «Пагубное влияние чипсов на здоровье человека» 1 1 27 Практикум -исследование «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?» 1 28 Практикум-исследование «Влияние газированных напитков на здоровье человека». 1 29 Практикум исследование «Полезные свойства чая». 1 30 Изучаем пыль. Определение нитратов в овощах. Фильтруем загрязненную воду. Кислотные дожди. 1 31 Определение нитратов в овощах 1 32 Фильтруем загрязненную воду 1 33 34 Кислотные дожди Резерв 1 1 Цифрова я лаборат ория Цифрова я лаборат ория Цифрова я лаборат ория Цифрова я лаборат ория Цифрова я лаборат ория Цифрова я лаборат ория Цифрова я лаборат ория Цифрова я лаборат ория Цифрова я лаборат ория Тематическое планирование 9класс № урока Тема 1 2 Вещество, физические свойства веществ Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей 3 4 5 Вода - многое ли мы о ней знаем? Вода пресная и морская Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание 6 7 Питьевая сода. Свойства и применение Чай, состав, свойства, физиологическое действие на организм человека Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного Щелочной характер хозяйственного мыла 8 9 Количес Использ тво ование часов оборудо вания Точка роста 1 1 Цифрова я лаборат ория 1 1 1 Цифрова я лаборат ория 1 1 1 1 10 11 Стиральные порошки и другие моющие средства Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Можно ли самому изготовить духи? 12 14 Многообразие лекарственных веществ. Какие лекарства мы 1 обычно можем встретить в своей домашней аптечке? Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в 1 плотно закупоренной склянке «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного 1 15 Перекись водорода. Свойства перекиси водорода. 1 16 17 Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства Крахмал, его свойства и применение. Образование крахмала в листьях растений Маргарин, сливочное и растительное масло, сало. Чего мы о них не знаем? Растительные и животные масла. 1 1 13 18 1 1 1 Цифрова я лаборат ория Цифрова я лаборат ория Цифрова я лаборат ория 19 Химический состав атмосферы 1 20 Химический состав литосферы 1 21 Химический состав гидросферы 1 22 Явления физические и химические 1 23 Признаки химических реакций 1 24 Сравнение внешних проявлений физических и химических процессов Понятие об индикаторах Исследование индикаторных свойств различных отваров и настоев 1 1 1 29 30 Растворение как физико-химический процесс Условия осуществления процесса диссоциации; диссоциация в растворах и расплавах Роль растворителя в процессе диссоциации Химические свойства и способы получения оснований 31 Химические свойства и способы получения кислот 1 32 Химические свойства и способы получения солей 1 33 Качественные реакции на важнейшие катионы и анионы. 1 34 Резерв 1 25 26 27 28 1 1 1 1 Цифрова я лаборат ория Цифрова я лаборат ория Цифрова я лаборат ория Цифрова я лаборат ория Цифрова я лаборат ория Цифрова я лаборат ория Цифрова я лаборат ория Цифрова я лаборат ория