Рабочая программа Юный химик 8-9 классы

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ПРИРЕЧЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1
от «31» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ
«Приреченская ООШ»
___________/Комарова Н.В./
Приказ №67/2
от «31» августа 2023 г.

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Юный химик»
для учащихся 8 - 9 классов
на 2023-2024 учебный год

Программу разработала:
Учитель биологии Ильина Н.А.

2023г.

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной
образовательной программы МКОУ «Приреченская ООШ».
Программа внеурочной деятельности «Юный химик» предназначена для учащихся 5-9-х
классов, проявляющих интерес к изучению естественных наук. Нормативный срок
изучения курса составляет 5 лет (34 часа в год (33 часа в 9 классе), всего 169 часа, из них
10 часов – резервное время). Курс состоит из следующих модулей: «Химия вокруг нас» (57 класс); «Химия в расчётах и превращениях» (8-9 класс).
Цель: формирование у учащихся опыта химического исследования, исследовательского
поведения, формирование положительной мотивации к обучению, опыта самореализации
и коллективного взаимодействия на основе формирования операционных способов
умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.
Задачи курса:
1) формирование знаний, умений, компетенций при решении основных типов задач по
химии,
2) формирование практических умений и навыков, компетенций при решении
разнообразных экспериментальных задач;
3) повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов,
образующих химическую науку;
4) создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной
самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов и родителей;
5) формирование исследовательского поведения, содействие в профориентации
школьников, расширение профессионального кругозора, эрудиции, повышение общего
уровня образованности и культуры.
Разработка модулей осуществлена с учетом возрастных особенностей учащихся. Основная
масса учащихся 12-14 лет в связи с их возрастными особенностями и небольшой
подготовкой по химии не интересуются сложными химическими опытами. Их занимает не
столько подготовка опыта и его сущность, сколько результаты в виде взрыва, вспышки,
выпадения осадка, изменения цвета вещества и т.д. Задача состоит в том, чтобы с
помощью занимательных опытов поднять у учащихся интерес к внешним эффектам
опыта, но постепенно их увлекает и техника подготовки эксперимента. На несложных, но
занимательных опытах учащиеся изучают методику и технику химического эксперимента,
начинают понимать внутренние процессы, проходящие на разных его стадиях,
заинтересуются химией как наукой.
Модуль «Химия вокруг нас» позволяет познакомить учащихся 5-6 классов с
возможностями химии, ее доступности и значимости в повседневной жизни.
Предлагаемый курс ориентирован на знакомство с химическими явлениями,
встречающихся в быту, свойствами веществ, которые стоят дома на полках и в аптечке. В
рамках этого модуля начинается формирование навыков проведения химического
эксперимента и начальных исследований.
Модуль «Химия вокруг нас» для учащихся 7 класса является интегративным курсом,
который ориентирует на системное изучение первоначальных химических понятий,
раскрывает необходимость изучения химии во взаимосвязи с предметами естественнонаучного цикла (биология, физика, география), гуманитарного (литература, история,
искусство) и прикладного (математика). Теоретические знания формируются на основе
химического эксперимента, его обработки и осмысления.
В 8-9 классах химия изучается системно как учебная дисциплина. На данном этапе
учащимся предлагается модуль «Химия в расчётах и превращениях», основная цель

которого - формирование устойчивого познавательного интереса учащихся к изучению
химии путем включения в активную экспериментальную и исследовательскую
деятельность.
Курс имеет четко выраженную практическую направленность и реализуется на основе
практических форм и методов организации занятий: познавательно-трудовые упражнения,
решение прикладных задач, практические и лабораторные работы, моделирование и
конструирование. В рамках модуля обучающиеся приобретают новые и совершенствую
полученные на уроках теоретические знания; развивают общеучебные и специальные
химические умения и навыки.
Особое внимание уделяется формированию навыков научного исследования учащихся.
Формирование опыта самостоятельной творческой деятельности учащихся в данном курсе
решается с помощью такой типовой задачи, как кейс-технологии. Кейс-технологии
объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный
анализ.
Сущность кейс-метода состоит в том, что учащимся предлагается решить
предложенный учителем кейс, который представляет собой описание конкретной
ситуации (случая), процесса или явления. Кейс –это введение в некую проблему или
постановка противоречия, сложившихся в реальной практике или построенных на
реальных фактах. Решение кейса предполагает осуществление ряда операций:от анализа
предложенной ситуации до формулирования и представления оптимального ее решения.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные
1) в ценностно-ориентационной сфере: чувство гордости за российскую химическую
науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность; формирование ценности
здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и
здоровью людей;
2) в трудовой сфере: готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;
3) в познавательной сфере: умение управлять своей познавательной деятельностью;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Метапредметные
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательны задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
5) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии делать выводы;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
Предметные
В познавательной сфере: давать определения изученных понятий: «химический элемент»,
«атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая
формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса»,
«валентность», «степень окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты»,
«основания», «соли», «химическая реакция», «химическое уравнение», описать
демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты; описывать
и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества,
химические реакции; классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и
умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать
свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; структурировать
изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
моделировать строение атомов элементов.
Выпускники научатся:
1) описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные
признаки;
2) характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинноследственные связи между данными характеристиками вещества;
3) раскрывать смысл основных химических понятий «атом»,«молекула», «химический
элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую
систему химии;
4) изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность
химических реакций с помощью химических уравнений;
5) вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также
массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической
значимости;
6) сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
7) пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
8) проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств
веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при
проведении наблюдений и опытов;
9) различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать
необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
Содержание курса внеурочной деятельности
8класс
Тема 1. Как устроены вещества?
Введение. Занимательная химия. Оборудование и вещества для опытов. Правила
безопасности при проведении опытов. Опыты, доказывающие движение и взаимодействие
частиц. Наблюдения за каплями воды. Растворение перманганата калия и поваренной соли
в воде.
Точка роста: применение цифрового оборудования
Лабораторные опыты:
- Знакомство с химической посудой.
- Приемы обращения с лабораторным оборудованием.
- Капли чернила в воде.
- Диффузия

Тема 2. Признаки химических реакций
Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет? Определение жесткости воды. Получение мыла.
Домашняя химчистка. Как удалить пятна? Как удалить накипь? Чистим посуду.
Кукурузная палочка – адсорбент. «Внимание, коррозия…". Опыты с желатином.
Акварельные краски. Окрашиваем нити. Катализаторы и природные ингибиторы.
Точка роста: применение цифрового оборудования
Лабораторные опыты:
- Определение жесткости воды
- Адсорбция запахов
- Получение желатина
- Химический художник
Тема 3. Сладкие превращения на кухне
Сахара. Домашние леденцы. Почему неспелые яблоки кислые? Получение крахмала и
опыты с ним. Съедобный клей
Точка роста: применение цифрового оборудования
Лабораторные опыты:
- Получение домашних леденцов
- Получение крахмала и опыты с ним
Тема 4. Исследование продуктов
Практикум -исследование. «Пагубное влияние чипсов на здоровье человека». Практикум исследование «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?» Практикумисследование «Влияние газированных напитков на здоровье человека». Практикум
исследование «Полезные свойства чая».
Точка роста: применение цифрового оборудования
Лабораторные опыты:
- Растворение жевательной резинки
- Получение домашней газировки
- Исследование чая
Тема 5. Экологические исследования
Изучаем пыль. Определение нитратов в овощах. Фильтруем загрязненную воду.
Кислотные дожди.
Точка роста: применение цифрового оборудования
Лабораторные опыты:
- Качественные реакции на нитраты
- Способы очистки воды
- Определение рН осадков

Содержание курса внеурочной деятельности
9 класс
Тема 1. Вещества вокруг нас
Вещество, физические свойства веществ. Отличие чистых веществ от смесей. Способы
разделения смесей. Вода - многое ли мы о ней знаем? Вода пресная и морская. Способы
очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание. Питьевая сода. Свойства и
применение. Чай, состав, свойства, физиологическое действие на организм человека.
Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер
хозяйственного мыла. Стиральные порошки и другие моющие средства. Лосьоны, духи,
кремы и прочая парфюмерия. Можно ли самому изготовить духи? Многообразие

лекарственных веществ. Какие лекарства мы обычно можем встретить в своей домашней
аптечке? Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной
склянке. «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Перекись водорода. Свойства
перекиси водорода. Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Крахмал, его
свойства и применение. Образование крахмала в листьях растений. Маргарин, сливочное
и растительное масло, сало. Чего мы о них не знаем? Растительные и животные масла.
Точка роста: применение цифрового оборудования
Лабораторные опыты:
- Необычные свойства таких обычных зелёнки и йода.
- Свойства крахмала.
- Свойства растительного и сливочного масел.
- Изготовление духов
- Свойства мыла
- Очистка воды
- Свойства питьевой соды.
Тема 2. Космос вокруг нас.
Химический состав атмосферы. Химический состав литосферы. Химический состав
гидросферы.
Точка роста: применение цифрового оборудования
Лабораторные опыты:
- Качественный состав воздуха
- Получение кислорода
- Изучение почвы
- Качественный анализ воды
Тема 3. Превращения веществ
Явления физические и химические. Признаки химических реакций. Сравнение внешних
проявлений физических и химических процессов. Понятие об индикаторах. Исследование
индикаторных свойств различных отваров и настоев.
Точка роста: применение цифрового оборудования
Лабораторные опыты:
- Занимательные опыты
- Выращивание кристалла
- Природные индикаторы
- Качественные реакции на кислоты и щелочи
Тема 4. Химические реакции в растворах
Растворение как физико-химический процесс. Условия осуществления процесса
диссоциации; диссоциация в растворах и расплавах; роль растворителя в процессе
диссоциации. Качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.
Химические свойства и способы получения оснований. Химические свойства и способы
получения кислот. Химические свойства и способы получения солей.
Точка роста: применение цифрового оборудования
Лабораторные опыты:
- Реакции в растворах
- Цветные реакции

Тематическое планирование
8 класс
№
урока

Тема

1
2
3
4
5

Введение
Занимательная химия
Оборудование и вещества для опытов
Правила безопасности при проведении опытов
Опыты, доказывающие движение и взаимодействие частиц

6

Наблюдения за каплями воды

7

Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде

8
9
10

Друзья Мойдодыра.
Почему мыло моет?
Определение жесткости воды

11
12

Домашняя химчистка
Как удалить пятна?

Количес Использ
тво
ование
часов
оборудо
вания
Точка
роста
1
1
1
1
1
Цифрова
я
лаборат
ория
1
Электро
нный
микроск
оп
1
Цифрова
я
лаборат
ория
1
1
1
Цифрова
я
лаборат
ория
1
1

13

Как удалить накипь?

1

14

Чистим посуду

1

15

Кукурузная палочка – адсорбент

1

16
17

«Внимание, коррозия…"
Опыты с желатином

1
1

18
19

Акварельные краски
Окрашиваем нити

1
1

20

Катализаторы и природные ингибиторы

1

Цифрова
я
лаборат
ория
Цифрова
я
лаборат
ория

21

Сахара

1

22

Домашние леденцы

1

23

Почему неспелые яблоки кислые?

1

24

Получение крахмала и опыты с ним

1

25
26

Съедобный клей
Практикум -исследование «Пагубное влияние чипсов на
здоровье человека»

1
1

27

Практикум -исследование «Жевательная резинка: беда или
тренинг для зубов?»

1

28

Практикум-исследование «Влияние газированных
напитков на здоровье человека».

1

29

Практикум исследование «Полезные свойства чая».

1

30

Изучаем пыль. Определение нитратов в овощах.
Фильтруем загрязненную воду. Кислотные дожди.

1

31

Определение нитратов в овощах

1

32

Фильтруем загрязненную воду

1

33
34

Кислотные дожди
Резерв

1
1

Цифрова
я
лаборат
ория

Цифрова
я
лаборат
ория
Цифрова
я
лаборат
ория
Цифрова
я
лаборат
ория
Цифрова
я
лаборат
ория
Цифрова
я
лаборат
ория
Цифрова
я
лаборат
ория
Цифрова
я
лаборат
ория
Цифрова
я
лаборат
ория

Тематическое планирование
9класс
№
урока

Тема

1
2

Вещество, физические свойства веществ
Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения
смесей

3
4
5

Вода - многое ли мы о ней знаем?
Вода пресная и морская
Способы очистки воды: отставание, фильтрование,
обеззараживание

6
7

Питьевая сода. Свойства и применение
Чай, состав, свойства, физиологическое действие на
организм человека
Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от
туалетного
Щелочной характер хозяйственного мыла

8
9

Количес Использ
тво
ование
часов
оборудо
вания
Точка
роста
1
1
Цифрова
я
лаборат
ория
1
1
1
Цифрова
я
лаборат
ория
1
1
1
1

10
11

Стиральные порошки и другие моющие средства
Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Можно ли
самому изготовить духи?

12

14

Многообразие лекарственных веществ. Какие лекарства мы 1
обычно можем встретить в своей домашней аптечке?
Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в
1
плотно закупоренной склянке
«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного
1

15

Перекись водорода. Свойства перекиси водорода.

1

16
17

Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства
Крахмал, его свойства и применение. Образование
крахмала в листьях растений
Маргарин, сливочное и растительное масло, сало. Чего мы
о них не знаем? Растительные и животные масла.

1
1

13

18

1
1

1

Цифрова
я
лаборат
ория
Цифрова
я
лаборат
ория

Цифрова
я
лаборат
ория

19

Химический состав атмосферы

1

20

Химический состав литосферы

1

21

Химический состав гидросферы

1

22

Явления физические и химические

1

23

Признаки химических реакций

1

24

Сравнение внешних проявлений физических и химических
процессов
Понятие об индикаторах
Исследование индикаторных свойств различных отваров и
настоев

1

1
1

29
30

Растворение как физико-химический процесс
Условия осуществления процесса диссоциации;
диссоциация в растворах и расплавах
Роль растворителя в процессе диссоциации
Химические свойства и способы получения оснований

31

Химические свойства и способы получения кислот

1

32

Химические свойства и способы получения солей

1

33

Качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

1

34

Резерв

1

25
26

27
28

1
1

1
1

Цифрова
я
лаборат
ория
Цифрова
я
лаборат
ория
Цифрова
я
лаборат
ория

Цифрова
я
лаборат
ория

Цифрова
я
лаборат
ория
Цифрова
я
лаборат
ория
Цифрова
я
лаборат
ория
Цифрова
я
лаборат
ория


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 02.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89501494074,89248323243

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».