МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Иркутской области Администрация муниципального образования "Братский район" МКОУ "Приреченская ООШ" РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом Директор Н.В. Комарова Протокол № 1 от «31» 08 2023 г. Приказ № 67/2 от «31» 08 2023 г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Безопасное колесо» Уровень образования: начальное образование Направление курса внеурочной деятельности: духовно-нравственное Разработал Жапов Батоболот Цыбенович д.Новое Приречье 2023 1.Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Безопасное колесо» разработана в соответствии с ООП НОО на основе авторской программы Я.Ф. Виноградовой «Я-пешеход и пассажир». Программа внеурочной деятельности ориентирована на учащихся четвертых классов и является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения образовательной программы. Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и фомирование у них специальных навыков. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожнотранспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам. Общая характеристика занятий Курс «Безопасное колесо» входит во внеурочную деятельность по направлению социальное развитие личности. Программа составлена по трём основным видам деятельности: обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице; творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде); практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные). Цели программы: вовлечение учащихся в деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма; ознакомление детей с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения; обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса. Задачи программы: обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах; познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД; дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма; научить приёмам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожнотранспортных происшествиях; привлечь школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения; вовлечь их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма. Программа по курсу внеурочной деятельности «Мы-волонтеры!» в 4а классе рассчитана на 33 часа, общее количество часов в неделю – 1 час. Срок реализации программы - 1 год. Запланированный объем программы – 33 часа. В соответствии с календарным графиком, расписанием курса внеурочной деятельности 2021-2022 учебный год, государственными праздниками программа рассчитана на 34 часа. Программа направлена на достижение результатов 1 уровня. Возможна реализация программы с применением дистанционных образовательных технологий. Режим занятия курса внеурочной деятельности определяется с учетом санитарно- эпидемиологических норм. Продолжительность одного занятия по курсу внеурочной деятельности – 35 минут. 2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности В ходе освоения учащимися программы внеурочной деятельности подразумевается достижение определенного воспитательного результата: приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Также происходит достижение следующих результатов: Личностные: -Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни. Исключительную важность приобретает это направление для становления ценностных отношений учащихся к природе, людям, своему здоровью. -Социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание социальной реальности и повседневной жизни. -Позитивное отношение школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностное отношение к социальной реальности в целом. -Социальный опыт, необходимый для жизни в обществе, социуме, и навык самостоятельного социального действия. -Компетенции социального взаимодействия с обществом, общностью: сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность. -Умение коммуникативного взаимодействия с окружающими людьми, социально- культурные нормы поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения. -Ценностное отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность участия в социально-значимой деятельности. Метапредметные УУД: Познавательные: o навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; o умение ставить и формулировать проблемы; o навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; o установление причинно-следственных связей; Регулятивные: o использование речи для регуляции своего действия; o адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; o умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; o умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; Коммуникативные: В процессе обучения дети учатся: o работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; o ставить вопросы; o обращаться за помощью; o формулировать свои затруднения; o предлагать помощь и сотрудничество; o слушать собеседника; o договариваться и приходить к общему решению; o формулировать собственное мнение и позицию; o осуществлять взаимный контроль; o адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. В ходе освоения программы учащиеся смогут узнать: - историю возникновения ПДД; - безопасный путь из дома до школы; - дорожные знаки; сигналы светофора; - виды транспорта; - причины ДТП; - правила поведения в транспорте. смогут научиться: - применять знания Правил дорожного движения на практике, безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим товарищам при переходе улиц и дорог; - выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; - оценивать дорожную ситуацию; - оказывать первую неотложную доврачебную помощь пострадавшим в ДТП. смогут получить навыки: - дисциплины, осторожности; - предвидения опасности на дороге, не переходящие в чувство боязни и страха. Формы подведения итогов: Итоги освоения обучающимися материалов программы подводятся в форме - игр-состязаний; -отчётного театрализованного представления по мотивам правил безопасного поведения на дорогах и улицах. 3.Содержание курса внеурочной деятельности Ориентировка в окружающем мире (8 ч.) Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях. Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего. Ты — пешеход (19 ч.) Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной. Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота». Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона». Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний». Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет». Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками. Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках). Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта). Ты — пассажир (6 ч.) Правила поведения и безопасности в транспорте (личном и общественном). При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности Тема раздела\ занятия по курсу внеурочной деятельности № 1 четверть (8 часов) Раздел 1 Название раздела: «Ориентировка в окружающем мире» 1. Вводное занятие. Викторина «Знаешь ли ты ПДД?» Составление безопасного маршрута в школу. 2. История правил дорожного движения. Необходимость профилактики ДТТ. Выбор тем для индивидуальных проектов. 3 История правил дорожного движения. Необходимость профилактики ДТТ. Выбор тем для индивидуальных проектов. 4 Правила эксплуатации велосипеда. 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Экипировка. ДТП с велосипедистами, меры их предупреждения. Технический осмотр велосипеда перед выездом. Движение велосипедистов группами. Творческая работа «Мой друг велосипед» Конкурс рисунков «Средства передвижения прошлого», «Средства передвижения будущего». Разнообразие транспортных средств. Вид, отличительные и опознавательные знаки. 2 четверть (7 часов) Раздел 2 Название раздела: «Ты — пешеход» Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Дорожное движение при разных дорожных условиях. Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной. Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота». Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки: «опасность». 3 четверть(10 часов) Информационные знаки Информационные знаки Знаки сервиса Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков». Сбор материала к выпуску газеты по тематике ПДД. Светофор. Разные виды светофора. Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками. «Азбука безопасности». Нерегулируемые участки дороги. Дата проведения занятия 25 Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. 4 четверть 26 Подготовка к «Безопасному колесу». 27 Подготовка к «Безопасному колесу». Раздел 3 Название раздела: «Ты — пассажир» 28 Пассажир: легковой, грузовой, общественный и подземный транспорт 29 Разбор дорожно-транспортных происшествий с участием детей, происшедших в городе. Выявление причин дорожно-транспортных происшествий. 30 «Это может случиться с каждым». Простейшие правила помощи пострадавшим при ДТП 31 Оказывать первую доврачебную помощь. 32 Оказывать первую доврачебную помощь. 33 Подведение итогов работы. 6.Информационно- методическое обеспечение 1. CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – изд-во ЗАО «Новый диск». 2. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры со школьниками. /Авт.-сост. М.С. Коган. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2006. 3.Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом», учебное пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. в 2ч. (для 5 кл., 6 кл.) – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1998.