МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Иркутской области Администрация муниципального образования "Братский район" МКОУ "Приреченская ООШ" РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом Директор Н.В. Комарова Протокол № 1 от «31» 08 2023 г. Приказ № 67/2 от «31» 08 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По направлению внеурочная деятельность Наименование учебного предмета, курса (модуля) социальное, «Билет в будущее» Уровень образования основное общее образование Класс 7 Программу разработал: Учитель Жапов Б.Ц. 2023 г. Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «Билет в будущее» для 7 класса разработана на основе: Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287; Методических рекомендаций по реализации Проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Цель программы: создать систему действенной профориентационной работы с обучающимися, способствующую профессиональному самоопределению обучающихся в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями и с учетом социокультурной и экономической ситуации в округе и городе. Задачи: создать условия, обеспечивающие развитие у обучающихся потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии, самореализации; обеспечить овладение обучающимися знаниями о современном рынке труда; средних и высших учебных заведениях; способах поиска работы и трудоустройства; навыках и личностных качествах необходимых для освоения определенной профессии; способствовать формированию умения выстраивать профессионально – жизненный путь в соответствии с интересами, склонностями, способностями, а также прогнозируемым спросом на современном рынке труда; способствовать получению практического опыта, соответствующего интересам и склонностям личности, профилю дальнейшего обучения. Для реализации программы используются Методические рекомендации по реализации Проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, в соответствии с которыми разработана данная рабочая программа. Особенность данной программы заключается в том, что профориентационная работа будет осуществляться посредством многофункциональной информационносервисной онлайн-Платформы Проекта «Билет в будущее» (bvbinfo.ru) через использование предлагаемых инструментов (Всероссийские профориентационные уроки; «Примерочная профессий»; профессиональные онлайн- и офлайн- пробы; партнерские программы профессионального выбора (проекты, кейсы и т.д.); двухуровневая онлайн-диагностика; уроки рефлексии и рекомендации; мультимедийные выставки; статьи и видеоматериалы), что позволит повысить интерес обучающихся к проблеме профессионального самоопределения. Уникальность Проекта «Билет в будущее», основанная на комплексной диагностике навыков и склонностей участников с помощью тестирования, а также возможность непосредственного погружения в профессию посредством практических мероприятий, способствует формированию осознанного построения собственной траектории развития. Согласно методическим рекомендациям по реализации Проекта «Билет в будущее», помимо работы на онлайн-Платформе проекта, в систему профессиональной ориентации и содействия профессиональному самоопределению обучающихся будет вовлечена не только школа, но и образовательные организации профессионального образования, а также компании-работодатели – т.е. будет присутствовать преемственность и согласованность действий всех участников на каждом из этапов этого процесса. В ходе индивидуальных и групповых профконсультаций обучающимся будет оказана помощь в принятии осознанного выбора профессии, определении сферы деятельности в соответствии с индивидуальными психофизиологическими особенностями, интересами и склонностями, состоянием психофизического здоровья и социально-экономической ситуацией на рынке труда, а также помощь в планировании своего дальнейшего профессионального пути. Итогом профориентационной работы с обучающимися станет построение образовательнопрофессиональной траектории с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, его интересов, возможностей и способностей, а также особенностей его возраста и состояния здоровья, имеющихся ограничений. Цифровое портфолио, фиксирующееся в личных кабинетах участников и формирующееся на основе результатов профориентационного тестирования, информации о прохождении практических мероприятий различных уровней, а также обратной связи от наставников, предоставляет родителям возможность понять, к какой сфере деятельности учащийся имеет большую заинтересованность и предрасположенность. Это в значительной степени координирует последующие действия родителей в отношении дальнейшего углубленного профессионального образования ребенка. Учет рабочей программы воспитания заключается в том, что программа курса обеспечивает достижение одной из приоритетных целей воспитания детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) в общеобразовательной организации – создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение одной из основных задач - организация профориентационной работы со школьниками. Место рабочей программы в ООП Курс Класс /кол-во часов (в неделю/год) 7 класс 1/34 часа «Билет в будущее» Планируемые результаты освоения курса «Билет в будущее» Класс Личностные результаты 7 класс У ученика будут сформированы: потребность повышать свой культурный уровень, самореализовываться в разных видах деятельности; компетентность участника в сфере профессий до различимого понимания собственной профессиональной заинтересованности и предрасположенности; готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования. Ученик получит возможность для формирования: социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни; опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, мир, знания, труд, профессия, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Метапредметные результаты Регулятивные Коммуникативные Познавательные универсальные универсальные универсальные учебные действия учебные действия учебные действия 7 класс Ученик научится: Ученик научится: Ученик научится: ставить пользоваться организовывать вопросы; обращаться информационнособственную за помощью; сервисной онлайндеятельность, формулировать свои Платформой Проекта выбирать и затруднения; «Билет в будущее». использовать средства предлагать для достижения её Ученик получит помощь и целей; возможность сотрудничество; - осуществлять научиться: определять осознавать и контроль, коррекцию цели, функции анализировать свои участников, способы и оценку результатов предпочтения к тому взаимодействия; своей деятельности. иному виду договариваться или деятельности; Ученик получит о распределении Класс возможность научиться: использовать навыки, полученные посредством участия в профессиональных пробах; саморегуляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенным профессиям; развивать такие качества, как ответственность и аккуратность, необходимые для успешного выполнения профессиональных обязанностей. Класс 7 класс функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. обогащать представления о собственных ценностях и их роли в жизни; определять сферы деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Ученик получит возможность научиться: попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности; добывать новую информацию из различных сточников. Предметные результаты Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты». Ученик: - актуализирует процессы профессионального самоопределения на основе знакомства с познавательными фактами о достижениях из различных отраслей экономического развития страны; - сформирует представления о современных универсальных компетенциях, предъявляемых к специалистам из различных отраслей; - повысит познавательный интерес и компетентность в построении своей карьерной траектории развития. Тематические уроки Всероссийского Проекта «Билет в будущее». Ученик: - определит для себя знание каких предметов необходимо в тех или иных современных профессиях и отраслях; - какие профессии востребованы сегодня и станут востребованы в будущем; - зачем школа дает широкий круг знаний и как их можно применить во взрослой профессиональной жизни; - какие шаги для выбора профессионального пути можно делать уже сейчас. Онлайн-диагностика (в два этапа). Ученик: - определит свои профессиональные склонности; - определит уровень своей внутренней готовности (знание своих индивидуальных особенностей, возможностей и ограничений, наличие конкретных профессиональных планов, эмоциональное отношение к самому процессу выбора и т. п.); - определит уровень своей осведомленности (знание о мире профессий); - определит факторы принятия решения (конкретные шаги, предпринятые для выбора профессии); - определит уровень организованности, уровень самостоятельности при совершении профессионального выбора. Консультации по результатам онлайн-диагностики. Ученик: - познакомится с устройством теста, высокими, средними и низкими значениями шкал; - познакомится с содержанием и сочетанием тестовых шкал; - познакомится с профилями обучения и рекомендациями по профессиональному развитию. Профессиональные пробы (на региональных площадках ссузов, производств, работодателей). Ученик: - узнает содержание и характер труда в данной сфере деятельности; - требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам; - общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы; - технологию выполнения профессиональной пробы; - правила безопасности труда, санитарии, гигиены; - инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере практической пробы; - научится соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями. Федеральные профессиональные пробы в онлайн-режиме на базе Платформы «Билет в будущее» (выставка «Лаборатория будущего», Всероссийский профориентационный Фестиваль). Ученик: - получит возможность погрузиться в различные профессии по 9 направлениям при помощи цифровых симуляторов. - познакомится с более чем 300 профессиями в 36 профессиональных отраслях; - получит возможность пройти уникальный профориентационный квест по 9 тематическим направлениям; - научится решать интерактивные задания; - узнает о перспективах развития и востребованности разных специалистов на рынке труда; - получит возможность погрузиться в атмосферу различных направлений и получить заряд мотивации для выбора своего дальнейшего пути. - получит возможность познакомится с миром современных профессий в практико-ориентированном, деятельностном формате. Итоговый рефлексивный урок и постановка целей. Ученик: - научится понимать и ориентироваться в полученных персональных рекомендациях; - выберет приоритетные направления развития (из тех, которые подходят его возрастной группе); - научится отмечать на онлайн-Платформе Проекта наиболее интересные образовательные опции и профессиональные цели. Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата. Участие во Всероссийском профориентационном онлайн-уроке. Работа на онлайнплощадке Проекта «Билет в будущее»: «Примерочная профессий»; участие в профессиональных онлайн- и офлайн- пробах; знакомство с партнерскими программами профессионального выбора (проекты, кейсы и т.д.); прохождение двухуровневой онлайн-диагностики с последующими уроками рефлексии и консультациями по результатам; посещение мультимедийных выставок; изучение статей и видеоматериалов. Система оценки достижения планируемых результатов. Основным инструментарием для оценивания результатов курса внеурочной деятельности является предоставление обучающимися обратной связи после каждого посещения профориентационного мероприятия в форме анкеты рефлексии, а также итоговый рефлексивный урок, на котором оценивается уровень сформированности навыка постановки целей обучающимися, уровень понимания и ориентировки обучающихся в полученных персональных рекомендациях; выбираются приоритетные направления развития (из тех, которые подходят возрастной группе); отмечаются на онлайн-Платформе наиболее интересные образовательные опции и профессиональные цели. Содержание курса «Билет в будущее» Рабочая программа «Билет в будущее» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287. Методическая основа – Методические рекомендации по реализации Проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования. 7 класс Раздел 1. Организационный и методический. Виды деятельности: 1. Организация регистрации участников в школьном сегменте Платформы для участия в мероприятиях Проекта. Раздел 2. Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты». Виды деятельности: Обсуждение правил работы на занятиях. Ознакомление учащихся с целью, задачами и содержанием программы. Вовлечение обучающихся в процесс профессионального самоопределения посредством просмотра и обсуждения вводного онлайн-урока. Знакомство обучающихся в интерактивной игровой форме с тем, какие отрасли и профессии востребованы в России сегодня, какие открываются перспективы развития, какие навыки потребуются для эффективной реализации себя в профессиональной сфере, что важно сейчас и что будет нужно, когда обучающиеся окажутся на рынке труда. Раздел 3. Работа на базе многофункциональной информационно-сервисной онлайн-Платформы Проекта «Билет в будущее» (bvbinfo.ru). Виды деятельности: получение обучающимися от педагога-навигатора логина и пароля для участия в Проекте и доступа к ресурсам на Платформе. Просмотр и обсуждение тематических Всероссийских профориентационных уроков; работа с онлайн-тренажером на Платформе Проекта, который позволяет обучающимся в игровой форме познакомиться с востребованными профессиями, а также получить рекомендации по их выбору. Реализуется в виде технологии последовательных выборов из набора групп критериев (не менее 4 групп; в каждой группе от 8 до 12 критериев) – с последующим предложением списка востребованных профессий. Работа с банком для выбора профессий, содержащим информацию не менее чем о 300 востребованных профессиях, включая: 1) наименование и краткое описание профессии; 2) тезисы о личностных качествах и предпочтениях, которые помогают определиться с отраслью и профессией; 3) описание сферы деятельности специалиста; 4) указание на сферы применения профессий. Анализ каждым обучающимся списка профессий, сформированного в формате рейтинга наиболее близких к его интересам и склонностям. Изучение информации о профессиях будущего и трендах их развития (цикл статей и видео-контент), направленной на вовлечение обучающихся в процесс осознанного профессионального самоопределения. Раздел 4. Профориентационная онлайн-диагностика №1. Виды деятельности: прохождение онлайн-диагностики на Платформе Проекта «Билет в будущее» (для каждой возрастной группы – своя форма) – для навигации по мероприятиям в рамках Проекта (рекомендации по перспективным средам). Раздел 5. Консультация по результатам профориентационной онлайндиагностики №1. Виды деятельности: анализ результатов профориентационной диагностики (возможно использование видео-консультации). Знакомство с устройством теста, высокими, средними и низкими значениями шкал; с содержанием и сочетанием тестовых шкал; с профилями обучения и рекомендациями по профессиональному развитию. Раздел 6. Профориентационные пробы. Виды деятельности: участие обучающихся в мероприятиях по профессиональному выбору в зависимости от возможностей региона: - мультимедийная выставкапрактикум; - профессиональные пробы практического и/или моделирующего уровней (в онлайн- или очном формате (организовывается региональным оператором Проекта)); - онлайн-профессиональные пробы на основе Платформы (Федеральные профессиональные пробы: выставка «Лаборатория будущего», Всероссийский профориентационный Фестиваль). По результатам участия в мероприятиях по профессиональному выбору обучающиеся заполняют формы обратной связи на Платформе. Раздел 7. Профориентационная онлайн-диагностика №2. Виды деятельности: прохождение онлайн-диагностики на Платформе Проекта «Билет в будущее» (для каждой возрастной группы – своя форма) – для подведения промежуточных итогов (рефлексии) с учетом участия обучающихся в мероприятиях по профессиональному выбору. Раздел 8. Консультация по результатам профориентационной онлайндиагностики №2. Виды деятельности: анализ результатов профориентационной диагностики (возможно использование видео-консультации). Анализ рекомендаций по обучению и освоению программ в рамках направлений образования (профильного, дополнительного и профессионального) и по развитию в профессиональных отраслях с учетом списков востребованных профессий Минтруда России и профессий из приоритетных отраслей экономики РФ. Раздел 9. Итоговый рефлексивный урок и постановка целей. Виды деятельности: подробный разбор и обсуждение персональных рекомендаций по итогам участия в Проекте в каждой возрастной категории, сформированных из результатов онлайн-диагностики, рефлексивных оценок обучающимися и мероприятий по профессиональному выбору. Постановка и коррекция образовательных и профессиональных целей – стратегических (связанных с долгосрочной перспективой (профессиями, отраслями, местом приложения трудовых усилий, образом жизни) и тактических (связанных с краткосрочной перспективой, которые позволяют прийти к стратегическим целям, (т.е. касаются профилей обучения в школе, форм и содержания дополнительного образования, проектной деятельности и т.д.). Построение индивидуальной образовательнопрофессиональной траектории на основании пройденной диагностики и полученного опыта. Тематическое планирование 7 класс Клас с Общее кол-во часов В недел ю 7 класс Кол-во часов (раздел) Год 34 1 Раздел / тема урока Всего Организационный методический. и 5 Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты». 1 Работа на базе многофункциональной информационно-сервисной онлайн-платформы Проекта «Билет в будущее» (bvbinfo.ru). 10 Профориентационная диагностика №1. 3 онлайн- К/ р Информация об электронных учебнометодических материалах, которые можно использовать при изучении каждой темы http://bvbinfo.ru http://bvbinfo.ru http://bvbinfo.ru Консультация по результатам профориентационной онлайндиагностики №1. 3 Профориентационные пробы. 5 http://bvbinfo.ru Профориентационная диагностика №2. онлайн- 3 http://bvbinfo.ru Консультация по результатам профориентационной онлайндиагностики №2. 3 http://bvbinfo.ru Итоговый рефлексивный урок и постановка целей. 1 http://bvbinfo.ru