Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательная математика

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Иркутской области
АМО "Братский район"
МКОУ "Приреченская ООШ"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на
педагогическом
совете.

Директор МКОУ
"Приреченская ООШ"

Протокол №1 от «31»

________Комарова Н.В.
Приказ №67/2 от «31»
августа 2023 г

августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
для начального общего образования
1-4 класс

д. Новое Приречье 2023-2024

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования второго поколения;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №
372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального
общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229)
- методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при
введении федерального образовательного стандарта общего образования
(письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая
2011 г. № 03-296);
- Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф.
Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
- Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, 2011 г.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир
младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и
поискового характера будут проходить более успешно, если урочная
деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь курс
внеурочной деятельности «Занимательная математика», расширяющий
математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий
формированию познавательных универсальных учебных действий.
Курс предназначен для развития математических способностей учащихся,
формирования элементов логической и алгоритмической грамотности,
коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных
форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности
сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями
рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской
деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести
уверенность в своих силах.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ КУРСА И
ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
Программа «Занимательная математика» рассчитана на 4 года (1-4 классы).
Формировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки,
способность читать и понимать графическую информацию, а также умении
доказывать свое решение в ходе решения задач на смекалку, головоломок,
через - интересную деятельность, необходимо отметить, что только в ней
ребенок
реализует поставленные перед собой цели, познает предмет,
развивает свои творческие способности.
ЦЕЛЬ: развивать математический образ мышления , внимание, память,
творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их
доказательность.

ЗАДАЧИ:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной
математики;
- расширять математические знания в области чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений,
сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные
мысли,
- развивать краткости речи.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
• Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению
математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
• Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения
логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений,
делать выводы, обобщения.
• Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения
отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
• Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на
освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей
работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут
ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других
математических играх и конкурсах.
• Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как
науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение
учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
• Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного
содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
• Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со
многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес
школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет
знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты. Занятия должны помочь учащимся:
• усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
• помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
• формировать творческое мышление;
• способствовать улучшению качества решения задач различного уровня
сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх,
конкурсах.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Курс «Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по
направлению
обще-интеллектуальное
развитие
личности.
Программа
предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не
столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью
математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от

образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях
поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения
заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять
причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы.
Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –это возможность научить
ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход –
ответ.
Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности
младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной
деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью
включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная
смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия.
Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах
бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно
поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу,
переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно
использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного
перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в
группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму
состязаний, соревнований между командами.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических
способностей учащихся, для формирования элементов логической и
алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с
применением коллективных форм организации занятий и использованием
современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска,
предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с
оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками
исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои
возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Эффективность задач логического, поискового, познавательного характера
обосновывается следующими доводами:
развитие личности ученика, его творческого потенциала;
развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие
познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с
восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством
мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и
сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.
Основные методы
Приёмы
Основные виды
деятельности
учащихся:
1. Словесный метод:
-Анализ и синтез. - решение

Рассказ (специфика
деятельности учёных математиков),
беседа, обсуждение (информационных
источников, готовых сборников);
словесные оценки (работы на
уроке, тренировочные и зачетные
работы).
2. Метод наглядности:
Наглядные пособия и иллюстрации.
3. Практический метод:
Тренировочные упражнения;
практические работы.
4. Объяснительно-иллюстративный:
Сообщение готовой информации.
5. Частично-поисковый метод:

-Сравнение.
-Классификация.
-Аналогия.
-Обобщение.

занимательных
задач
- оформление
математических
газет
- знакомство с
научнопопулярной
литературой,
связанной с
математикой
- проектная
деятельность
- самостоятельная
работа
- работа в парах, в
группах
- творческие работы

Выполнение частичных заданий для
достижения главной цели.
Форма проведения занятий - урок.
Составные части урока:
Тренировка
ПОСТРОЕНИЕ
ВЕСЁЛАЯ
психических
ПРЕДМЕТНЫХ
РАЗМИНКА
ПЕРЕМЕНКА
механизмов,
КАРТИНОК,
(3-5
минут)
лежащих в основе
ШТРИХОВКА
(3-5 минут)
творческих
(15-20 минут)
способностей
(памяти,
воображения,
внимания,
мышления)
(15 минут)

Основной задачей
данного этапа
является создание
у учащихся
определенного
положительного
эмоционального
фона, без
которого
эффективное
усвоение знаний
невозможно.
Поэтому вопросы,
включенные в
разминку
достаточно
легкие, способны
вызвать интерес и
рассчитаны на
сообразительность
и быстроту
реакции.

Задания несут
соответствующую
дидактическую
нагрузку,
позволяющую
углублять знания
ребят, разнообразить
методы и приемы
познавательной
деятельности,
выполнять
логическипоисковые и
творческие задания.

Динамическая
пауза развивает
двигательную
сферу учащихся,
развивает умение
выполнять
несколько заданий
одновременно.

Штриховка
предметов,
построение при
помощи трафаретов
- это способ
развития речи, так
как попутно
составляются
минирассказы по
теме, работают над
словом,
словосочетанием,
предложением.

Форма организации заня- Математические (логические) игры, задачи,
упражнетий. ния, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки,
ребусы, головоломки, дидактические игры и упражнения (геометрический
материал), конкурсы и др.
Преобладающие формы
групповая
занятий
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов (7 -10 лет).
Программа рассчитана: в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с
продолжительностью занятия 30-35 минут; во 2-4 классах - 1 раз в неделю, с
продолжительностью занятия 45 мин. Программа рассчитана на 4 года.
В 1 классе - 33 часа в год. Во 2-4 классах - 34 часа в год.
ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТИРАМИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
ЯВЛЯЮТСЯ:
• формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
• освоение эвристических приемов рассуждений;
• формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
• развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
• формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
• привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на
занятиях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается
достичь следующих результатов:
1 уровень Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной
реальности в повседневной жизни.
2 уровень Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям
нашего общества и социальной реальности в целом.
3 уровень Приобретение школьником опыта самостоятельного социального
действия.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Личностными результатами изучения данного факультативного курса
являются:
• развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
• развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека;
• воспитание чувства справедливости, ответственности;
• развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты
• Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания.
• Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
• Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для
работы с числовыми головоломками.
• Анализировать правила игры.
• Действовать в соответствии с заданными правилами.
• Включаться в групповую работу.
• Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное
мнение и аргументировать его.
• Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии.
• Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
• Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
•

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
• Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и
вопрос, данные и искомые числа (величины).
• Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте
задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
• Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
• Использовать соответствующие знаково-символические средства для
моделирования ситуации.
• Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
• Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
• Воспроизводить способ решения задачи.
• Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
• Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них
верные.
• Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
• Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
• Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат
решения задачи.
• Конструировать несложные задачи.
• Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
• Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,
указывающие направление движения.
• Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
• Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
• Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек)
в исходной конструкции.
• Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в
конструкции.
• Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в
соответствии с заданным контуром конструкции.
• Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
• Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
• Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
• Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока,
пластилин и др.) и из развёрток.
• Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.
В результате освоения программы курса «Занимательная математика»
формируются следующие универсальные учебные действия,
соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом;
•

- учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения
или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:
фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание
интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости,
умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать
учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа
учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они
овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания
отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать
в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе
формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это
возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и
самому найти выход – ответ.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся
дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает
реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную
информацию, интересные математические факты, способные дать простор
воображению.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной
математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных
вопросов базового предмета – математика. Занятия
должны содействовать
развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому
использованию
символики,
правильному
применению
математической
терминологии и т.д.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ
№

Разделы

1 год
обучения

2 год
обучения

3 год
обучения

4 год
обучения

Числа. Арифметические
14
12
14
10
действия. Величины
2. Мир занимательных задач
6
10
14
18
3. Геометрическая мозаика
13
12
8
6
Итого
33
34
34
34
1 КЛАСС
Основные задачи: формировать умения ориентироваться в пространственных
понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т.д., проводить задания по
заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом,
включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 1
КЛАСС № Наименование Содержание раздела раздела
1
Числа. АрифметичеНазвания и последовательность чисел от 1 до 20.
ские действия. ВелиЧисла от 1 до 100. Решение и составление ребусов,
сочины.
держащих числа.
2
Мир занимательных
Задачи, допускающие несколько способов решения.
задач.
Задачи с недостаточными, некорректными данными, с
избыточным составом условия. Последовательность
«шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие
несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и
вопроса, данных и искомых чисел (величин).
3
Геометрическая моза- Пространственные представления. Понятия «влево»,
ика. «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения.
Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓,
указывающие направление движения. Проведение
линии по заданному маршруту (алгоритму) —
«путешествие точки» (на листе в клетку). Построение
собственного маршрута (рисунка) и его описание.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС
№
Тема
Кол-во часов
1
Математика — это интересно. Математика - царица наук.
1
2
Танграм: древняя китайская головоломка
1
3
Путешествие точки.
1
4
Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор.
1
5
Танграм: древняя китайская головоломка
1
1.

№
1

2

3

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ
ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дата
Тема
Содержание занятия
Математика — Решение нестандартных задач. Игра «Муха»
это интересно. («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз»,
«влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки).
Танграм:
Составление картинки с заданным разбиением на
древняя
части; с частично заданным разбиением на части;
китайская
без заданного разбиения. Проверка выполненной
головоломка.
работы.
Путешествие
Построение рисунка (на листе в клетку) в
точки.
соответствии с заданной последовательностью
«шагов» (по алгоритму). Проверка работы.
Построение собственного рисунка и описание его
«шагов».

4
5

"Спичечный"
конструктор.
Танграм:
древняя
китайская
головоломка.

Построение конструкции по заданному образцу.
Взаимный контроль.
Составление картинки с заданным разбиением на
части; с частично заданным разбиением на части;
без заданного разбиения. Составление картинки,

6

Волшебная линейка

7

Праздник числа 10

8

Конструирование
многоугольников из
деталей танграма

9

Игра- соревнование
«Веселый счёт»

10

Игры с кубиками.

1112

Конструкторы

13

Весёлая геометрия

14

Математические
игры.

1516

«Спичечный»
конструктор

представленной в уменьшенном масштабе.
Проверка выполненной работы.
Шкала линейки. Сведения из истории
математики:
история возникновения линейки.
Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное
число». Восстановление примеров: поиск цифры,
которая скрыта.
Составление многоугольников с заданным
разбиением на части; с частично заданным
разбиением на части; без заданного разбиения.
Составление многоугольников, представленных в
уменьшенном масштабе. Проверка выполненной
работы.
Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1
до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице
(4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей
таблице.
Подсчёт числа точек на верхних гранях
выпавших кубиков (у каждого два кубика).
Взаимный контроль.
Знакомство с деталями конструктора, схемамиинструкциями и алгоритмами построения
конструкций. Выполнение постройки по
собственному замыслу.
Решение задач, формирующих геометрическую
наблюдательность.
Построение «математических» пирамид:
«Сложение в пределах 10»;«Вычитание в
пределах 10».
Построение конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек (палочек) в
соответствии с условием. Проверка выполненной
работы.

17

Задачи- смекалки.

18

Прятки
С фигурами

19
Математические
игры

Числовые
головоломки

20

21ская
22
23
24

25

26

27

Задачи с некорректными данными. Задачи,
допускающие несколько способов решения.
Решение разных видов задач. Воспроизведение
способа решения задачи. Выбор наиболее
эффективных способов решения.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной
конфигурации. Работа с таблицей «Поиск
треугольников в заданной фигуре».
Построение «математических» пирамид:
«Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах
20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в
пределах 20». Моделирование действий сложения
и вычитания с помощью предметов.
Решение и составление ребусов, содержащих
числа. Заполнение числового кроссворда
(судоку).

МатематичеРабота в «центрах» деятельности: «Конструкторы»,
«Математические головоломки», «Занимательные

карусель.
задачи».
Уголки Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному
замыслу.
Игра в магазин. Сложение и вычитание в пределах 20. МоделироваМонеты.
ние приема выполнения действия сложения с
переходом через десяток в пределах 20.
Конструирова- Составление фигур с заданным разбиением на чание фигур
сти; с частично заданным разбиением на части; без из деталей
заданного разбиения. Составление фигур, представтанграма.
ленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной
работы.
Игры с кубиСложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт
ками
числа точек на верхних гранях выпавших кубиков
(у каждого два кубика). На гранях первого кубика
числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4,
5, 6, 7, 8, 9. Выполнение заданий по образцу,
использование метода от обратного. Взаимный
контроль.
МатематичеСложение и вычитание в пределах 20. Вычисления ское
в группах.

путешествие.

1-й ученик из числа вычитает 3; второй –
прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый –
прибавляет 5. Ответы к четырём раундам
записываются в таблицу.
1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11
2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д.
28 Математиче«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», ские
«Гонки с зонтиками». Решение простые задач,
игры
представленных в одной цепочке. Построение узора по клеточкам по заданному алгоритму; с
применением знаний в измененных условиях.
29 Секреты задач Решение задач разными способами. Решение
нестандартных задач.
30 МатематичеРабота в «центрах» деятельности: Конструкторы. ская
карусель Математические головоломки. Занимательные задачи.
31 Числовые Решение и составление ребусов, содержащих числа. головоломки.
Заполнение числового кроссворда (судоку).
32 МатематичеПостроение «математических» пирамид: «Сложеские игры.
ние в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20».
33 КВН
Проведение математического КВНа. Подведение
итогов. Награждение участников.
Итого: 33 ч
Требования к результатам обучения учащихся к концу 1 класса
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность
научиться:

- понимать, как люди учились счи- - находить суммы ряда чисел;
тать;
- решать задачи, связанные с нумерацией,
- из истории линейки, нуля, математи- на сообразительность, задачи-шутки, заческих знаков;
дачи со спичками;
- работать с пословицами, в которых - разгадывать числовые головоломки и
встречаются числа;
математические ребусы;
- выполнять интересные приёмы уст- находить в окружающем мире
предметы,
ного счёта.
дающие представление об изученных геометрических фигурах.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
2 КЛАСС №
НаименоваСодержание раздела ние раздела
Числа. Ариф- Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица
умнометические жения однозначных чисел и соответствующие случаи
деледействия. ния. Числовые головоломки: соединение чисел знаками
дейВеличины. ствия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др.
Мир занима-Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте
тельных задач.
задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные
вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание.
Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи.
Геометриче- Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметская
мозаика.
рия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции
(треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной
фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор
деталей в соответствии с заданным контуром конструкции.
Поиск нескольких возможных вариантов решения.
Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

1

2

3

№
1
2
3
4
5
6-7
8
9
10
11
12
13
14

Тема
«Удивительная снежинка»
Крестики-нолики
Математические игры
Прятки с фигурами
Секреты задач
«Спичечный» конструктор
Геометрический калейдоскоп
Числовые головоломки
«Шаг в будущее»
Геометрия вокруг нас
Путешествие точки
«Шаг в будущее»
Тайны окружности

Кол-во часов
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
15
Математическое путешествие
1
16-17
«Новогодний серпантин»
2
18 Математические игры 1
19 «Часы нас будят по утрам…» 1
20 Геометрический калейдоскоп
1
21 Головоломки
1
22 Секреты задач
1
23 «Что скрывает сорока?»
1
24 Интеллектуальная разминка 1
25 Дважды два — четыре 1
26-27
Дважды два — четыре
2
28 В царстве смекалки
1
29 Интеллектуальная разминка 1
30 Составь квадрат 1
31-32
Мир занимательных задач
2
33 Математические фокусы
1
34 Математическая эстафета
1
Итого: 34 ч
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С
ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2 КЛАСС
№ Дата Тема
Содержание занятия
1
«Удивительная Загадки о геометрических инструментах.
снежинка»
Практическая работа с линейкой.
Геометрические узоры. Симметрия.
Закономерности в узорах. Работа с таблицей
«Геометрические узоры. Симметрия»
2
КрестикиИгра «Крестики-нолики». Игры «Волшебная
нолики
палочка», «Лучший лодочник» (сложение,
вычитание в пределах 20).
3
Математические Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото».
игры
Построение математических пирамид:
«Сложение и вычитание в пределах 20 (с
переходом через разряд)».
4
Прятки с
Поиск заданных фигур в фигурах сложной
фигурами
конфигурации. Решение задач на деление
заданной фигуры на равные части.
5
Секреты задач
Решение нестандартных и занимательных задач.
Задачи в стихах.
6-7
«Спичечный»
Построение конструкции по заданному образцу.

конструктор

8

Геометрический
калейдоскоп

9

Числовые
головоломки

10
11
12

13

14

15

1617

Перекладывание нескольких спичек (палочек) в
соответствии с условиями. Проверка
выполненной работы.
Конструирование многоугольников из заданных
элементов. Танграм. Составление картинки без
разбиения на части и представленной в
уменьшенном масштабе.

Решение и составление ребусов, содержащих
числа. Заполнение числового кроссворда
(судоку).
«Шаг в
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший
будущее»
лодочник», «Чья сумма больше?».
Геометрия
Решение задач, формирующих геометрическую
вокруг нас
наблюдательность.
Путешествие
Построение геометрической фигуры (на листе в
точки
клетку) в соответствии с заданной
последовательностью шагов (по алгоритму).
Проверка работы. Построение собственного
рисунка и описание его шагов.
«Шаг в
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший
будущее»
лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с
зонтиками» и др.
Тайны
Окружность. Радиус (центр) окружности.
окружности
Распознавание (нахождение) окружности на
орнаменте. Составление (вычерчивание)
орнамента с использованием циркуля (по
образцу, по собственному замыслу).
Вычисления в группах. Первый ученик из числа
Математическое вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий —
вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15.
путешествие
Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд:
34– 14 = 20
20 + 18 = 38
38 – 16 = 22
22 + 15 = 37
«Новогодний
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
серпантин»
электронные математические игры (работа на
компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.

18

19

20

Математические Построение математических пирамид:
игры
«Сложение в пределах 100», «Вычитание в
пределах 100». Работа с палитрой — основой с
цветными фишками и комплектом заданий к
палитре по теме «Сложение и вычитание до
100».
«Часы нас
Определение времени по часам с точностью до
будят
часа. Часовой циферблат с подвижными
поутрам…»
стрелками.
Геометрический Задания на разрезание и составление фигур.
калейдоскоп

21

Головоломки

22

Секреты задач

Расшифровка
закодированных
слов.
Восстановление примеров: объяснить, какая
цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.
Задачи с лишними или недостающими либо
некорректными данными. Нестандартные
задачи.

23

24

25

2627

28
29

30

3132

33

34

«Что скрывает
сорока?»

Решение и составление ребусов, содержащих
числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а,
3буна, и100рия и др.
Интеллектуальная Работа в «центрах» деятельности:
разминка
конструкторы, электронные математические
игры (работа на компьютере), математические
головоломки, занимательные задачи.
Дважды два —
Таблица умножения однозначных чисел. Игра
четыре
«Говорящая таблица умножения»1. Игра
«Математическое домино». Математические
пирамиды: «Умножение», «Деление».
Математический набор «Карточкисчиталочки» (сорбонки): карточки
двусторонние: на одной стороне — задание, на
другой — ответ.
Дважды два —
Игры с кубиками (у каждого два кубика).
четыре
Запись результатов умножения чисел (числа
точек) на верхних гранях выпавших кубиков.
Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь».
Задания по теме «Табличное умножение и
деление чисел» .
В царстве
Сбор информации и выпуск математической
смекалки
газеты (работа в группах).
Интеллектуальная Работа в «центрах» деятельности:
разминка
конструкторы, электронные математические
игры (работа на компьютере), математические
головоломки, занимательные задачи.
Составь квадрат Прямоугольник. Квадрат. Задания на
составление прямоугольников (квадратов) из
заданных частей.
Мир
Задачи, имеющие несколько решений.
занимательных
Нестандартные задачи. Задачи и задания,
задач
допускающие нестандартные решения.
Обратные задачи и задания. Задача «О волке,
козе и капусте».
Математические Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов:
фокусы
слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом
шахматного коня).
Математическая Решение олимпиадных задач (подготовка к
эстафета
международному конкурсу «Кенгуру»).

Итого: 34 ч
Требования к результатам обучения учащихся к концу 2 класса
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность
научиться:
- понимать нумерацию древних
использовать интересные приёмы
римлян;
устного счёта;
-некоторые сведения из истории применять приёмы, упрощающие
счёта
и
десятичной
системы сложение и вычитание;
счисления; -выделять простейшие
математические софизмы;
-решать задачи на сообразительность,
- пользоваться сведениями из
комбинаторные, с геометрическим
«Книги рекордов Гиннесса»; содержанием, задачи-смекалки; понимать некоторые секреты
находить периметр и площадь составных
математических фокусов
фигур.
-разгадывать и составлять простые
математические ребусы, магические
квадраты;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
3 КЛАСС
№ Наименование
Содержание раздела
раздела
1
Числа.
Поиск нескольких решений. Восстановление примеров:
Арифметические поиск цифры, которая скрыта. Последовательное
действия.
выполнение арифметических действий: отгадывание
Величины.
задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов
(судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и
вычитание чисел в пределах 1000.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на
2
Мир
занимательных переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаковозадач.
символических средств для моделирования ситуаций,
описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые»
задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых
решений, в том числе неверных.
3
Геометрическая Разрезание и составление фигур. Деление заданной
мозаика.
фигуры на равные по площади части. Поиск заданных
фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач,
формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.
Составление вычерчивание) орнамента с использованием
циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3
КЛАСС
№
Тема
Кол-во часов
1
Интеллектуальная разминка
1
2
«Числовой» конструктор
1
3
Геометрия вокруг нас
1
4
Волшебные переливания
1
5-6
В царстве смекалки
2
7
«Шаг в будущее»
1
8-9
«Спичечный» конструктор
2
10
Числовые головоломки
1
11-12
Интеллектуальная разминка
2
13
Математические фокусы
1
14
Математические игры
1
15
Секреты чисел
1
16 Математическая копилка
1
17 Математическое путешествие
1
18 Выбери маршрут 1
19 Числовые головоломки 1
20-21 В царстве смекалки 2 22 Мир занимательных задач 1
23 Геометрический калейдоскоп
1
24 Интеллектуальная разминка 1
25 Разверни листок 1
26-27 От секунды до столетия
2 28 Числовые головоломки 1
29 Конкурс смекалки
1
30 Это было в старину
1
31 Математические фокусы
1
32-33
Энциклопедия математических развлечений
2
34
Математический лабиринт
1
Итого: 34 ч
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С
ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3 КЛАСС
№ Дата
Тема
Содержание занятий
1

Интеллектуальная
разминка

Решение олимпиадных задач
международного конкурса «Кенгуру».

Числа от 1 до 1000. Составление
трёхзначных чисел с помощью комплектов
карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9
(10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200,
300, 400, … , 900.
Конструирование многоугольников из
одинаковых треугольников.
Задачи на переливание.

2

«Числовой»
конструктор

3

Геометрия вокруг нас

4
5-6

Волшебные
переливания
В царстве смекалки

7

«Шаг в будущее»

8-9

«Спичечный»
конструктор

10

Числовые головоломки Решение и составление ребусов,
содержащих числа. Заполнение числового
кроссворда (судоку).
Интеллектуальная
Работа в «центрах» деятельности:
разминка
конструкторы, электронные
математические игры (работа на
компьютере), математические
головоломки, занимательные задачи.
Математические
Порядок выполнения действий в
фокусы
числовых выражениях (без скобок, со
скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1
знаками действий так, чтобы в ответе
получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.

1112

13

Решение нестандартных задач (на
«отношения»). Сбор информации и
выпуск математической газеты (работа в
группах).
Игры: «Крестики-нолики на бесконечной
доске», «Морской бой» и др.,
конструкторы «Монтажник»,
«Строитель», «Полимино», «Паркеты и
мозаики» и др. из электронного учебного
пособия «Математика и
конструирование».
Построение конструкции по заданному
образцу. Перекладывание нескольких
спичек в соответствии с условием.
Проверка выполненной работы.

14

15

16

17

18

19

2021

22

Построение математических пирамид:
«Сложение в пределах 1000», «Вычитание
в пределах 1000», «Умножение»,
«Деление». Игры: «Волшебная палочка»,
«Лучший лодочник», «Чья сумма
больше?»,
«Гонки с зонтиками» (по выбору
учащихся).
Секреты чисел
Числовой палиндром — число, которое
читается одинаково слева направо и
справа налево. Числовые головоломки:
запись числа 24 (30) тремя одинаковыми
цифрами.
Математическая
Составление сборника числового
копилка
материала, взятого из жизни (газеты,
детские журналы), для составления задач.
Математическое
Вычисления в группах: первый ученик из
числа вычитает 140; второй — прибавляет
путешествие
180, третий — вычитает 160, а четвёртый
— прибавляет 150. Решения и ответы к
пяти раундам записываются. Взаимный
контроль.
1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 =
680 680 – 160 = 520 520 + 150= 670
Выбери маршрут
Единица длины километр. Составление
карты путешествия: на определённом
транспорте по выбранному маршруту,
например «Золотое кольцо» России,
города-герои и др.
Числовые головоломки Решение и составление ребусов,
содержащих числа. Заполнение числового
кроссворда (судоку).
В царстве смекалки
Сбор информации и выпуск
математической газеты (работа в
группах).
Мир занимательных
Задачи со многими возможными
задач
решениями. Задачи с недостающими
данными, с
Математические
игры

избыточным составом условия. Задачи на
доказательство: найти цифровое значение
букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ =
ГРЕМИ и др.

23

24

25
2627

28

29
30

31

3233

Геометрический
калейдоскоп

Конструирование многоугольников из
заданных элементов. Конструирование из
деталей танграма: без разбиения
изображения на части; заданного в
уменьшенном масштабе.
Интеллектуальная
Работа в «центрах» деятельности:
разминка
конструкторы, электронные
математические игры (работа на
компьютере), математические
головоломки, занимательные задачи.
Разверни листок
Задачи
и
задания
на
развитие
пространственных представлений.
От секунды
Время и его единицы: час, минута,
до столетия
секунда; сутки, неделя, год, век. Одна
секунда в жизни класса. Цена одной
минуты. Что происходит за одну минуту
в городе (стране, мире). Сбор
информации. Что успевает сделать
ученик за одну минуту, один час, за день,
за сутки? Составление различных задач,
используя данные о возрасте своих
родственников.
Числовые головоломки Решение и составление ребусов,
содержащих числа. Заполнение числового
кроссворда (какуро).
Конкурс смекалки
Задачи в стихах. Задачи-шутки.
Задачисмекалки.
Старинные русские меры длины и массы:
Это было в старину
пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и
др. Решение старинных задач.
Работа с таблицей «Старинные русские
меры длины»
Математические
Алгоритм умножения (деления)
фокусы
трёхзначного числа на однозначное число.
Поиск «спрятанных» цифр в записи
решения.
Энциклопедия
Составление сборника занимательных
математических
заданий. Использование разных
развлечений
источников информации (детские
познавательные журналы, книги и др.).

Итоговое занятие — открытый
интеллектуальный марафон. Подготовка к
международному конкурсу «Кенгуру».
Итого: 34 ч
Требования к результатам обучения учащихся 3 класса
Обучающийся научится:
Обучающийся получит
возможность научиться:
- различать имена и высказывания ве- -преобразовывать неравенства в равенликих математиков;
ства, составленные из чисел, сложенных
- работать с числами – великанами; из палочек в виде римских цифр; пользоваться алгоритмами состав- - решать нестандартные, олимпиадные и
ления и разгадывания математических старинные задачи;
ребусов;
- использовать особые случаи быстрого
- понимать «секреты» некоторых ма- умножения на практике; тематических
фокусов. - находить периметр, площадь и объём
окружающих предметов;
- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 4
КЛАСС № Наименование
Содержание
раздела
1
Числа. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в
преАрифметические делах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой
действия. палиндром: число, которое читается одинаково слева
Величины. направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с
математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами. Время.
Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
2
Мир
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верзанимательных
ных решений. Задачи на доказательство, например, задач. найти
цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса
«Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи.
Выбор наиболее эффективных способов решения.
3
Геометрическая Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар,
мозаика.
куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур
из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб,
конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый
конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору
учащихся).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4
КЛАСС - 34 часа
№
Тема
Кол--во часов
34

Математический
лабиринт

1
Интеллектуальная разминка
1
2
Числа-великаны
1
3
Мир занимательных задач
1
4
Кто что увидит? 1
5
Римские цифры 1
6
Числовые головоломки 1
7
Секреты задач
1
8
В царстве смекалки
1
9
Математический марафон
1
10-11
«Спичечный» конструктор
2
12
Выбери маршрут 1
13
Интеллектуальная разминка 1
14
Математические фокусы
1
15-17 Занимательное моделирование 3 18 Математическая копилка 1
19
Какие слова спрятаны в таблице? 1
20
«Математика — наш друг!» 1
21
Решай, отгадывай, считай
1
22-23
В царстве смекалки
2
24
Числовые головоломки
1
25-26
Мир занимательных задач
2
27
Математические фокусы
1
28-29 Интеллектуальная разминка 2 30 Блиц-турнир по решению задач 1
31
Математическая копилка
1
32
Геометрические фигуры вокруг нас
1
33
Математический лабиринт 1
34
Математический праздник 1
Итого: 34 ч
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4 КЛАСС
№
Дата
Тема
Содержание занятий
1
Интеллектуальная Решение олимпиадных задач
разминка
международного конкурса «Кенгуру».
2
Числа-великаны
Как велик миллион? Что такое гугол?
3
Мир
Задачи со многими возможными
занимательных
решениями. Задачи с не- достающими
задач
данными, с избыточным составом
условия. Задачи на доказательство: найти
цифровое значение букв в условной
записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
4
Кто что увидит?
Задачи
и
задания
на
развитие
пространственных представлений.

5

Римские цифры

Занимательные задания с римскими
цифрами.

6

Числовые
головоломки

7

Секреты задач

8

В царстве смекалки

9
1011

Математический
марафон
«Спичечный»
конструктор

12

Выбери маршрут

13

Интеллектуальная
разминка

14

Математические
фокусы

1517

Занимательное
моделирование

Решение и составление ребусов,
содержащих числа. Заполнение числового
кроссворда (судоку, какуро).
Задачи в стихах повышенной сложности:
«Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др.
(Н. Разговоров).
Сбор
информации
и
выпуск
математической газеты (работа в группах)
Решение задач международного конкурса
«Кенгуру».
Построение конструкции по заданному
образцу. Перекладывание нескольких
спичек в соответствии с условиями.
Проверка выполненной работы.
Единица длины километр. Составление
карты путешествия: на определённом
транспорте по выбранному маршруту.
Определяем расстояния между городами
и сёлами.
Работа в «центрах» деятельности:
конструкторы, электронные
математические игры (работа на
компьютере), математические
головоломки, занимательные задачи.
«Открой» способ быстрого поиска
суммы. Как сложить несколько
последовательных чисел натурального
ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 +
13 + 14 + 15 + 16 и др.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус,
пирамида, шар, куб. Набор
«Геометрические тела». Моделирование
из проволоки. Создание объёмных фигур
из развёрток: цилиндр, призма
шестиугольная, призма треугольная, куб,
конус, четырёхугольная пирамида,
октаэдр, параллелепипед, усечённый
конус, усечённая пирамида, пятиугольная
пирамида, икосаэдр (по выбору

учащихся).

18

Математическая
копилка

19

Какие слова
спрятаны в
таблице?
«Математика
наш друг!»

20

Составление сборника числового
материала, взятого из жизни (газеты,
детские журналы), для составления задач.
Поиск в таблице (9 9) слов, связанных с
математикой.
—

21

Решай, отгадывай,
считай

22-

В царстве смекалки

23

Задачи, решаемые перебором различных
вариантов. «Открытые» задачи и задания
(придумайте вопросы и ответьте на них).
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в
ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60,
70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры
можно считать за одно число. Там, где
необходимо, можно использовать скобки.
Сбор информации и выпуск математиче-

ской газеты (работа в группах).

Решение и составление ребусов,
содержаломки щих числа. Заполнение
числового кросс
ворда (судоку, какуро).
25- Мир заниматель- Задачи со многими возможными решени26 ных задач ями.
Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с
избыточным составом условия. Задачи на
доказательство: найти цифровое значение
букв
в условной записи.
27
Математические
Отгадывание задуманных чисел: «Отгафокусы
дай задуманное число», «Отгадай число и
месяц
рождения» и др.
28Интеллектуальная
Работа в «центрах» деятельности: кон29 разминка структоры, электронные математические
игры (работа на компьютере),
математические головоломки, занимательные за
дачи.
24

Числовые голово-

30
31

32

33
34

Блиц-турнир по реРешение логических, нестандартных зашению задач дач. Решение задач, имеющих несколько решений.
Математическая
Математика в спорте. Создание сборника
копилка
числового материала для составления задач
Геометрические Поиск квадратов в прямоугольнике 25 см фигуры вокруг нас
(на клетчатой части листа). Какая пара
быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?
Математический
Интеллектуальный марафон. Подготовка
лабиринт к международному конкурсу «Кенгуру».
Математический
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и праздник
задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».
Итого: 34 ч
Требования к результатам обучения учащихся 4 класса
Обучающийся научится:
Обучающийся получит
возможность научиться:

проводить вычислительные
выполнять упражнения с
операции площадей и объёма фигур - чертежей на нелинованной бумаге.
конструировать предметы из
решать задачи на противоречия. геометрических фигур.
анализировать проблемные ситуаций во
разгадывать и составлять
многоходовых задачах. - работать над
простые математические ребусы,
проектами
магические квадраты;
применять приёмы,
упрощающие сложение и вычитание.
К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ УЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:
Раздел

Общие результаты

Числа.
Арифметические
действия.
Величины:

сравнивать разные приёмы действий, выбирать
удобные способы для выполнения конкретного задания;
моделировать в процессе совместного обсуждения
алгоритм решения числового кроссворда; использовать
его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы учебной работы и
приёмы вычислений для работы с числовыми
головоломками; - анализировать правила игры,
действовать в соответствии с заданными правилами;
включаться в групповую работу, участвовать в
обсуждении
проблемных
вопросов,
высказывать
собственное мнение и аргументировать его;
выполнять пробное учебное действие, фиксировать
индивидуальное затруднение в пробном действии; аргументировать свою позицию в коммуникации,
учитывать разные мнения, использовать критерии для
обоснования своего суждения;
сопоставлять
полученный
(промежуточный,
итоговый) результат с заданным условием;
контролировать свою деятельность: обнаруживать
и исправлять ошибки.
анализировать текст задачи: ориентироваться в
Мир занимательных тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые
задач:
числа (величины);
искать и выбирать необходимую информацию,
содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице,
для ответа на заданные вопросы;
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи,
использовать соответствующие знаково-символические
средства для моделирования ситуации;
конструировать последовательность шагов
(алгоритм) решения задачи;
объяснять (обосновывать) выполняемые и
выполненные действия;
воспроизводить способ решения задачи;
сопоставлять полученный (промежуточный,
итоговый) результат с заданным условием;
анализировать предложенные варианты решения
задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее
эффективный способ решения задачи;
оценивать предъявленное готовое решение задачи
(верно, неверно);
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс
поиска и результат решения задачи;
конструировать несложные задачи.

ориентироваться в понятиях «влево», «вправо»,
«вверх», «вниз»;
ориентироваться на точку начала движения, на
числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление
движения;
проводить линии по заданному маршруту
(алгоритму);
выделять фигуру заданной формы на сложном
чертеже; - анализировать расположение деталей (танов,
треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
- составлять фигуры из частей, определять место заданной
детали в конструкции;
выявлять закономерности в расположении деталей;
составлять детали в соответствии с заданным контуром
конструкции;
сопоставлять полученный (промежуточный,
итоговый) результат с заданным условием;
объяснять (доказывать) выбор деталей или способа
действия при заданном условии;
анализировать предложенные возможные варианты
верного решения;
моделировать объёмные фигуры из различных
материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
осуществлять развёрнутые действия контроля и
самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с
образцом.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Геометрическая
мозаика

УУД

Личностные УУД

Обучающийся научится:

проявлять учебнопознавательный интерес к
новому учебному материалу и
способам решения новой
частной задачи;
умение адекватно
оценивать результаты своей
работы на основе критерия
успешности учебной
деятельности; - понимание
причин успеха в учебной
деятельности;

Обучающийся получит
возможность для
формирования:
выраженной
устойчивой учебнопознавательной мотивации
учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса
к новым общим способам
решения задач;
адекватного
понимания причин
успешности/неуспешности
учебной деятельности;

умение определять
границы своего незнания,
преодолевать трудности с
помощью одноклассников,
учителя;
представление об
основных моральных нормах.
принимать и сохранять
Регулятивные УУД учебную задачу;
планировать этапы
решения задачи, определять
последовательность учебных
действий в соответствии с
поставленной задачей;
осуществлять пошаговый
и итоговый контроль по
результату под руководством
учителя;
анализировать ошибки и
определять пути их
преодоления;
различать способы и
результат действия;
адекватно воспринимать
оценку сверстников и учителя

-осознанного понимания
чувств других людей и
сопереживания им.

-прогнозировать
результаты своих
действий на основе анализа
учебной ситуации;
-проявлять
познавательную
инициативу и
самостоятельность;
самостоятельно
адекватно
оценивать
правильность
и
выполнения действия и
вносить
необходимые
коррективы и по ходу
решения учебной задачи.

Познавательные
УУД

-анализировать объекты,
выделять их характерные
признаки и свойства, узнавать
объекты по заданным
признакам; - анализировать
информацию, выбирать
рациональный пособ решения
задачи;
находить сходства,
различия, закономерности,
основания для упорядочения
объектов; - классифицировать
объекты по заданным
критериям и формулировать
названия полученных групп;
-отрабатывать вычислительные
навыки;
осуществлять синтез как
составление целого из частей;
- выделять в тексте задания
основную и второстепенную
информацию;
-формулировать проблему; строить рассуждения об
объекте,
его
форме,
свойствах;
-устанавливать
причинноследственные
отношения между изучаемыми
понятиями и явлениями.

-аналогии:
выбирать
рациональный способ на
основе анализа различных
вариантов решения задачи;
строить логическое
рассуждение, включающее
установление
причинноследственных
связей; - различать
обоснованные и
необоснованные суждения;
преобразовывать
практическую задачу в
познавательную;
-самостоятельно
находить способы
решения проблем
творческого и
поискового характера.

- критически относиться к
Коммуникативные -принимать участие в
совместной работе
своему и чужому мнению; УУД
коллектива; - вести диалог,
уметь самостоятельно и
работая в парах, группах;
совместно планировать
допускать существование деятельность и
сотрудничество;
различных точек зрения,
-принимать
уважать чужое мнение; координировать свои действия самостоятельно решения;
с действиями партнеров; -содействовать
корректно высказывать свое
разрешению конфликтов,
мнение, обосновывать свою
учитывая позиции
позицию;
участников
задавать вопросы для
организации собственной и
совместной деятельности;
-осуществлять взаимный
контроль совместных
действий; - совершенствовать
математическую речь;
высказывать суждения,
используя различные аналоги
понятия; слова,
словосочетания, уточняющие
смысл высказывания.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
- Участие обучающихся в школьном, муниципальном, зональном турах
олимпиад по математике.
- Участие обучающихся во Всероссийской викторине «Кенгуру» и др.
дистанционных математических конкурсах.
-Активное участие в «Неделе математики» в начальной школе.
-Выпуск стенгазет.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№
Наименование объектов и средств материально-технического
п/п
обеспечения
1.Используемая литература (книгопечатная продукция)
1.

1.
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная
математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи,
тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.:
«Контекст», 1995
4.
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. –
Волгоград: Учитель, 2008.

5.
Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —
2009. — № 7.
6.
Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —
СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
7.
Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
8. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А.
Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал», 1993.
9.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике.
Саратов: «Лицей», 2002
10. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами, повышенной трудности. — М., 2006.
11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:
Академкнига/Учебник, 2002
12. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
13. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. —
СПб.: Союз, 2001.
14. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей.
— М.: АСТ, 2006.
15. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе:
пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1975.
16. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными
вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004 17.
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей»,
2004
18. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной
школе. М.: «Панорама», 2006
19. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.
2.

2. Печатные пособия
Демонстрационные таблицы по темам.
1.
Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях.
Математика
вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И.
Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.
2.
Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях.
Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова,
А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.
3. Игры и другие пособия

3.

1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.
2. Комплекты карточек с числами:
1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);
2) 10, 20, 30, 40, … , 90;
3) 100, 200, 300, 400, … , 900.
3. «Математический веер» с цифрами и знаками.
4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
5. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
6. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для
закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние:
на одной стороне — задание, на другой — ответ.
7. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
8. Набор «Геометрические тела».
10. Математические настольные игры: математические пирамиды
«Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100»,
«Умножение», «Деление» и др.
9. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре
по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и
деление» и др.
4. Технические средства обучения

4

ПК
Мультимедийный проектор
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные
проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного
математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4
ступени. 4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие
игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и
задачки, фокусы, ребусы.
6. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в
начальной школе.
7. http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия
8. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов

5.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 02.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89501494074,89248323243

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».